Импичмент президента откладывается. Почему законопроекты Зеленского не имеют шансов на принятие

2019-05-31 11:00:00

7565 0
Импичмент президента откладывается. Почему законопроекты Зеленского не имеют шансов на принятие

Фото: president.gov.ua

Представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук призывает принять закон об импичменте и одновременно с этим отменить депутатскую неприкосновенность. Фокус изучил законопроект и узнал, почему предложение главы государства не получит поддержки в ближайшее время

Что говорится в законопроекте об импичменте

29 мая президент Владимир Зеленский подал в Верховную Раду проект закона об особой процедуре отстранения президента от занимаемой должности (импичменте).  Согласно документу, парламент может отстранить президента с поста в порядке импичмента только в случае совершения им государственной измены или иного уголовного преступления. Инициировать процедуру импичмента может простое большинство народных депутатов (226). Для этого собираются подписи, которые потом не отзываются. Далее необходимо собрать снова 226 голосов, чтобы включить вопрос в повестку дня сессии как безотлагательный. О принятии такого решения председатель Верховной Рады срочно уведомляет президента.

После этого  создается специальная временная следственная комиссия (СВСК) для проведения расследования факта совершения государственной измены или иного преступления. В состав комиссии входят народные депутаты с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций и групп, а также специальный прокурор и  следователи. Кандидатуру спецпрокурора предлагают инициаторы импичмента. Им может быть гражданин Украины, проживающий более десяти лет на территории страны, владеющий государственным языком и стажем работы в прокуратуре или следователем не менее десяти лет. Кандидатуры спецпрокурора и следователей предварительно рассматриваются профильными парламентскими комитетами. Примечательно, что спецпрокурором может стать народный депутат, если он отвечает критериям отбора.

Заседание СВСК считается полномочным, если в нем участвует более половины состава комиссии. На заседание приглашаются председатель Конституционного суда и судьи КС. Президент может  иметь защитников в процессе работы комиссии. По результатам своей работы СВСК подготавливает проект постановления с обвинением президента, которое рассматривает Верховная Рада. Пленарное заседание является открытым, за исключением случая, если выводы и предложения  комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну.

Для принятия постановления необходимо решение 300 народных депутатов, а голосование проводится путем тайной подачи бюллетеней. В случае принятия решения об импичменте,  постановление передается в КС и Верховный суд. Суды должны проверить документ на соответствие Основному закону и наличие признаков преступления. Сроки рассмотрения в законопроекте не указываются. В случае непринятия решения об обвинении президента председательствующий на пленарном заседании объявляет о прекращении процедуры импичмента и извиняется перед главой государства.

В случае если постановление будет одобрено КС и Верховным судом, парламент ¾ от конституционного состава (более 337 голосов) принимает решение о смещении президента. Снова проводится тайное голосование.  Доклад счетной комиссии о результатах голосования заслушивается на открытом пленарном заседании Верховной Рады в прямой трансляции по радио и телевидению.  Отставка по собственному желанию президента, в отношении которого инициирован вопрос об импичменте, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии.

Представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук утверждает, что процедуру импичмента должен регламентировать отдельный закон. На сегодняшний день этот вопрос регламентирует ряд нормативных документов, частности, регламент Верховной Рады и законопроект о временных следственных комиссиях. Вместе с тем, Стефанчук призвал народных депутатов принять законопроект об отмене депутатской неприкосновенности. Речь идет о рассмотрении уже зарегистрированного законопроекта об отмене депутатской неприкосновенности (№ 7203).

"Это было бы честно, если бы мы провели вместе эти два проекта", – заявил Стефанчук на брифинге.

Не успели в срок

Законопроект №7203, о котором говорит Стефанчук, был внесен в парламент президентом Петром Порошенко. Документ предлагает исключить из Конституции Украины норму, согласно которой народные депутаты без согласия Верховной Рады не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года. Законопроект уже получил выводы КС на соответствие Основному закону.

По словам первого заместителя комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонида Емца ("Народный фронт"), законопроект готов для рассмотрения в сессионном зале, но принять его не представляется возможным.

"Регламент говорит, что нельзя рассматривать законы, которые принимают в два чтения на последней или предпоследней сессии действующего созыва парламента. Поскольку новый созыв не сможет продолжить его рассмотрение, законопроект будет снят с повестки. А в случае, если это касается внесения изменений в Конституцию, то подобные законопроекты не могут быть рассмотрены парламентом в течение года", – напоминает Емец Фокусу.

Напомним, что для внесения изменений в Основной закон необходимо, чтобы законопроект был принят простым большинством (226 голосов) на первой сессии, а потом двумя третями от конституционной численности (300 голосов) на следующей сессии.  Эта процедура касается внесения изменений в нефундаментальные разделы Основного закона (I: Общие положения, III: Выборы. Референдум и XIII: Внесение изменений в Конституцию Украины).

Согласно календарному плану работы парламента, девятая сессия Верховной Рады закрывается 19 июля, а на 21 июля президент Зеленский назначил внеочередные выборы. 

Приоритеты

25 апреля Верховная Рада приняла за основу проект закона о временных следственных комиссиях. Решение поддержали 238 народных депутатов. Документ определяет правовой статус работы комиссии по процедуре импичмента президента.  29 мая парламентский комитет по вопросам регламента и организации работы Верховной Рады начал рассматривать законопроект ко второму чтению. По словам первого заместителя председателя комитета Павла Пинзеныка ("Народный фронт"), к законопроекту было подано более 1600 поправок, для работы над ними потребуется несколько дней. Позже народный депутат Павел Кишкарь (внефракционный) сообщил, что фракция БПП отозвала около тысячи своих поправок. Ожидается, что комитет закончит работу над законопроектом вечером 30 мая.

В свою очередь депутат Емец считает, что Верховная Рада может принять законопроект Зеленского о процедуре импичмента, дополнив его поправками из законопроекта о ВСК.

"У президента подали хороший проект, думаю, можно объединить его с ВСК и принять. Другой вопрос, когда это сделать? Времени осталось мало, с новой недели у нас в планах Избирательный кодекс", – говорит Емец Фокусу.

Член комитета по вопросам правовой политики и правосудия Андрей Ильенко (внефракционный) утверждает, что кроме накладки по времени, препятствием для принятия решения может стать отсутствие необходимого числа голосов.

"Идет избирательный процесс, ЦИК уже регистрирует первых кандидатов, в зале все меньше депутатов. Сложно давать прогнозы, сможем ли мы проголосовать за законопроект о импичменте или Избирательный кодекс", – делится своими тревогами с Фокусом Ильенко.

Народный депутат Александр Черненко (БПП) подтверждает, что на будущей неделе Верховная Рада намерена приступить к рассмотрению во втором чтении Избирательного кодекса.

Loading...