"Слуга народа" ведет себя по-хозяйски. Как партия Зеленского презентовала партийный список и тут же пообещала исправить ошибки в нем

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Фокус побывал на первом съезде партии «Слуга народа», пообщался с делегатами, послушал, о чем сплетничают в кулуарах и посмотрел, чем кормили народных слуг

Related video

Делегаты и гости съезда начали собираться перед служебным входом Национального ботанического сада им. Николая Гришко около 10:00. О масштабе события и уровне представительства можно было делать выводы из автомобилей, припаркованных вдоль дороги. Такие марки, как Toyota и Volkswagen находились в явном меньшинстве, уступая лидерские позиции BMW и Mercedes.

Место встречи

Из общения с организаторами, которые сверяют имена гостей, заглядывая в планшеты, Фокус узнает, что на съезд партии "Слуга народа" аккредитовались 292 журналиста и около 800 делегатов.

За шлагбаумом гостей ожидают водители электрокаров. На четырех малых и одном большом автокаре делегатов и прессу доставляют непосредственно к месту проведения съезда. Ехать десять минут. По пути Фокус примечает организаторов, стоящих вдоль парковых дорожек под зелеными зонтами, а также сотрудников Управления государственной охраны с овчарками, обнюхивающими кусты.

По прибытии на место корреспонденту Фокуса, чтобы подойти к стойке для регистрации, пришлось обойти пикетчиков. Около десятка человек держали перед собой рукописные плакаты: "Ткаченко не пройдет", "Ткаченко против Харькова", "Зе-команда, берите в свои ряды достойных". При этом один из них громко кричит, что некий гражданин Ткаченко "является одиозной фигурой – человеком Геннадия Кернеса, желающим пройти в команду Зеленского".

Получив аккредитацию, Фокус направляется к белому шатру, установленному в ста метрах на холме, рядом с ним конструкция выше человеческого роста – "Зе!". По пути Фокус разговорился с делегатом съезда Василием Ивасиком, который рассказывает, что попасть в ряды партии "Слуга народа", зарегистрировавшись на сайте, было легко.

Ивасик говорит, что на съезде "будет происходить юридическая процедура в виде голосования за основной и мажоритарный список".

Разговор прерывает возглас: "Олег Юрьевич! Возьмите скутер! Вот это – газ. Включайте, когда он начнет ехать. А вот это – тормоз". Это на холм пытается добраться на электронном самокате один из делегатов. "А если я буду спускаться вниз, нажимать тормоз или катиться?" - спрашивает он с тревогой.

Мажоритарная система

Территория внутри шатра делится на сектора. По правую руку – столы и стойки с печеньем, орешками, с начинками из сгущенного молока и мармелада. Фокус любопытствует, стоит ли перебивать аппетит сладостями и в ответ от официанта: "Ни в коем случае. По завершении официальной части будут горячие закуски".

Слева от входа располагаются стулья для делегатов и гостей и сцена. По периметру – диваны из белой кожи.

Фокус пьет кофе и прислушивается к разговорам, которые ведут делегаты между собой, а также с журналистами. Рядом оказывается юрист Ирина Венедиктова, заверяющая репортера, что дефолта не будет, и что в команду Владимира Зеленского войдут эксперты из разных отраслей.

У Фокуса завязывается разговор с профессором политологии Бэйлорского университета (Уэйко, штат Техас) Сергеем Куделей, который исследует политические процессы, идущие в посткоммунистическом мире. По его словам, "система с пропорциональными списками несовершенна".

- Ее негатив в том, что кандидаты, попадающие в список, не представляют интересы большинства, а люди не привыкли анализировать качество работы каждого из кандидатов, который входит в список, - утверждает Куделя в разговоре с Фокусом.

– Мажоритарную систему индивидуального представительства можно объединить с идеей партийного голосования. Ведь в Украине очень слабые политические партии, – продолжает он.

Профессор предупреждает о сложностях при формировании коалиции в Верховной Раде девятого созыва. Он отмечает, что "академическая общественность" оценивает происходящее в Украине "нормально", исходя "из развития партийной демократии и возможностей страны присоединиться к ЕС".

"Чем больше будет происходить изменение стилей, чем чаще будет меняться власть, тем больше это засвидетельствует отказ народа от идеалов постсоветского пространства", - утверждает Куделя.

Съемочная площадка

В 11:30 слышится: "Приехал президент". Но Владимира Зеленского внутри не видно. Приходится выходить наружу, под раскаленное солнце.

Фокус идет к стоящим в ряд фургонам с надписями "Телевидение", возле которых сидят на раскладных стульчиках мужчины в футболках с надписью TV Production team. В закоулке стоит еще один фургон, а рядом с ним – черный Mercedes с флажком Украины. К нему идет в окружении прессы Зеленский.

Через десять минут двери фургона распахиваются, и Зеленский приглашает телеоператоров: "Заходите внутрь! Посмотрите, что я тут делаю". Фокус пользуется случаем и тоже заходит вовнутрь, но не обнаруживает ничего примечательного: умывальник, зеркало, черный кожаный диван; работает кондиционер.

Зеленский обещает журналистам, что в составе "Слуги народа" будет много женщин – с учетом гендерной политики, а на вопрос Фокуса, можно ли назвать место дислокации фургоном президента, он отвечает: "Нет, это фургон для съемочной площадки".

Ближе к полудню организаторы просят всех занимать свои места. После исполнения гимна Украины на сцену выходит Владимир Зеленский, которого представляют как "специального гостя съезда". Все присутствующие встают, но Зеленский их останавливает: "Нет-нет, садитесь! Другие времена!"

Фокус записал для памяти основные обещания Зеленского, которые предстоит исполнять фракции "Слуги народа".

"Общественность и честная журналистика укажут нам на ошибки".

"Мы отменим депутатскую неприкосновенность".

"За "кнопкодавство" будем лишать мандата".

"Кандидаты не будут идти на выборы ради обогащения, потому что за это мы будем сажать".

"Слуга народа – это наше мировоззрение, а не бренд".

"Система пока что в нокдауне. Мы предлагаем нокаут".

Что на закуску

Председатель партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков берет слово. Он знакомит делегатов съезда с декларацией намерений. Разумков предупреждает, что государственная система будет очищена, а настоящей демократией станет народовластие, что все украинцы будут равны перед законом, а Конституционный суд станет по-настоящему независимым.

"Язык, культура, религия не могут быть источником раскола нации, – повышая голос, говорит Разумков. – Если не мы – то никто. Если не сегодня – то уже никогда".

По его словам, "Слуга народа" вводит процедуру постпраймериз, то есть, выносит полный список ста кандидатов в народные депутаты на обсуждение общественности.

"В течение месяца у вас будет шанс исправить наши кадровые ошибки, если они есть", - обращается к залу Разумков. После этих слов он приглашает на сцену первую двадцатку избирательного списка.

Однако наибольшее оживление среди присутствующих вызывают не их персоны, а объявление о том, что "Слуга народа" выдвигает кандидатом в депутаты Верховной Рады по избирательному округу №31 в Кривом Роге Юрия Корявченкова, актера студии "Квартал-95", известного как Юзик. Его имя съезд встречает овациями.

По завершении съезда выстраивается длинная очередь к столам с горячими закусками. Выбор большой – блины с шоколадом, джемом, салаты, тосты с овощами, сыром, мясом, подающиеся в эко-тарелках с деревянными вилками. "Фишка" угощения – шаурма, на выбор – с телятиной или курятиной.

Фокус утоляет информационный голод, собирая впечатления делегатов съезда. Они говорят между собой, что "это неплохо, когда список составляют молодые и неопытные", "что большинство актеров все-таки имеют первое экономическое образование", "что систему нужно побороть", "что все наладится и утрясется".

Покидая мероприятие, Фокус спрашивает общественного деятеля Дмитрия Спивака, есть ли перспективы у списка "Слуги народа". "В команде - сплав молодости и опыта в каждой сфере. Эти люди – профессионалы, просто мы их не видели в активной политике. Политический опыт – дело наживное. Сейчас происходит слом старой системы, конструируется новая власть. Так что, перспективы есть", – предполагает Спивак.