Гречка и шампанское. Что можно увидеть на выставке, посвященной подкупу избирателей

2019-07-05 18:08:58

841 0

Сегодня, 5 июля Национальный музей истории Украины, движение "ЧЕСНО" и проект "Выборы-выборы" открыли совместную  экспозицию "Музей" избирательного треша. Фокус ознакомился с лучшими образчиками черного пиара

На экспозиции были представлены примеры черного пиара, удивительных слоганов и «законного подкупа" с момента провозглашения независимости Украины до президентской кампании 2019 года.  Вместе с тем, для сравнения, часть выставки посвящена традиционной агитации разных лет.

На входе посетителя сразу встречают ностальгические агитационные ролики прошлых лет, транслируемые на большом экране. Здесь вам и "прогноз погоды" от Александра Мороза в преддверии президентских выборов в 1999 году. И "блистательная" игра Нестора Шуфрича к парламентским выборам в 2006 году. И всем известный Дарт Вейдер, обнимающий памятники в Одессе в 2014 году. Но улыбку у посетителей больше всего вызывал лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко и его ролики с собаками, крокодилами и сыром в ходе парламентской гонки в 2012 году.

Каждый желающий мог подойти к специальному стенду и взять себе заранее приготовленную организаторами гречку и воду, на которых красовалась надпись "При поддержке Юрия Ивановича Жаботюка" вместе с портретом интернет-мем политика. По словам спикеров Жаботюк – это воплощение "гречкосейства", в чем можно убедиться зайдя на его Facebook.

Вита Думанская, координатор движения "ЧЕСНО" рассказала Фокусу, как пришла идея создать данную экспозицию:

"Мы уже давно мониторим выборы и видим, как растает количество избирательного "треша". Если раньше это были какие-то одиночные моменты, то сейчас они пошли своеобразной лавиной. И мы, однажды, сидя в офисе, подумали, как это было бы круто показать. Обратились к людям, у кого есть экспонаты, у кого есть что-то аутентичное, что-то связанное с агитацией и нам начали присылать с разных уголков Украины».

Предвыборное "гречкосейство" (именно так организаторы называют процесс подкупа избирателей различными благами) уникально и разнообразно. На выставке представлены различные стенды с абсолютно разными "взятками" политиков. Есть продуктовые стенды, школьные, медицинские и даже алкогольные.

Так, экс-народный депутат от партии "Партии Регионов" Максим Луцкий, баллотируясь в парламент в 2012 году, агитировал киевлян Соломенского района, раздавая шампанское со своим портретом. Виктор Янукович подошел к делу более оригинально и в качестве "презента" вручил своему электорату открывашку от пива.

"Молодой человек, который предоставил нам эту открывашку, просил её вернуть после окончания выставки. Видимо, она для него действительно важна", - комментируют организаторы.

Глядя на некоторые экспонаты трудно поверить в то, что это действительно имело место быть. Один из них – это реконструкция "депутатского секонд-хенда".  В августе 2018 года представители благотворительного фонда народного депутата восьмого созыва от "Блока Петра Порошенко", Руслана Солвара раздавала использованную одежду в помещении Гатненского сельского совета. Гатненцы  благотворительность не оценили и не захотели "сидя на полу копаться и что-то там выискивать для себя", назвав это позором.

Также на выставке присутствуют и реконструкции исторического "боя" 2004 года в виде двух манекенов одетых в дождевики "Партии Регионов" и партии Виктора Ющенко "Так!" соответственно. В руках они держат набор "презентов" с логотипами партий на пакете.

"Эти манекены – это не просто мы одежду на них нацепили. А показали тушек, которые перебегают с партии в партию. Так же людей, которые бегают с партии в партию от каденции до каденции, даже если эти партии имеют абсолютно противоположные, диаметральные взгляды. От коммунистов, условных, до националистов", - рассказывает организатор Юлия.

Привлекает внимание к себе детская игровая площадка, установленная почти в самом центре "музея", на которой во время открытия играли дети посетителей выставки.

«Под этой игровой площадкой есть история. В Черниговской области есть народный депутат Александр Кодола. Который в одном селе, под Нежином, поставил перед местными выборами, а он там поддерживал некоторых людей из своей партии, детскую площадку. 18 декабря прошли выборы, проиграли его коллеги и он 19 числа площадку забирает. Люди начали ему об этом писать: "Чувак, ты поставил площадку, "гречкосей" и так далее, но ты даже забрал их, так нельзя". Полгода  ушло на то, чтобы вернуть людям детскую площадку", – рассказывают историю организаторы.

Организаторы считают, что причиной того, что в Украине выборы превращаются шоу, является менталитет.

"Я помню первые выборы, на которые пошла, но голосовать на тот момент не могла. Я еще тогда училась в школе, и для нас это было как праздник. Во-первых, это выходной. Во-вторых, на избирательном участке всегда можно было купить пирожное. И я всегда просилась на выборы, потому что знала, что если она меня возьмет, я смогу у нее выпросить пирожные и она мне его купит. Наверно, это такой советский был подход, что выборы – это как праздник, немного для детей даже. Но, когда я уже сама пошла голосовать, то никакого праздника уже не было".

По словам спикеров, не смотря на богатую историю Украины в предвыборных подкупах избирателей, последние президентские выборы в стране кардинально изменили ход украинской агитации. Теперь кандидаты будут апеллировать не гречкой, а своей предвыборной кампанией.

Вот что говорит об этом Дарина Рогачук , журналистка проекта "Выборы-выборы", одна из организаторов экспозиции:

"Я вижу, что Украина очень активно ворвалась в избирательную кампанию благодаря интернету и благодаря социальным сетям. Это очень круто, потому что мы реально увидели кампанию до и после". Мы увидели, что фактически гречка, сетки и подкупы не работают сейчас. Последние президентские выборы, на которых выиграл Зеленский, поменяли ход предвыборной агитации, в принципе. Если раньше подкупы гарантировали стопроцентный результат, то сейчас этого нет. Сейчас украинцы разбалованны политической агитацией. Нас кормят чем угодно с 90-х годов. Сейчас мы видим зрелище, концерты. Сейчас мы видим, что интернет – это номер один в стратегии предвыборной кампании".

В планах у организаторов в ближайшее время запустить "караоке предвыборных песен", где желающие смогут придти в Национальный музей Украины и спеть хиты, которые были приготовлены артистами Украины для кандидатов. После этого "Музей", возможно, поедет по регионам Украины, но это зависит от того найдутся ли смелые люди, которые согласятся экспонировать  выставку.

"Музей" избирательного треша открыт всем желающим в зале четвертого этажа Национального музея истории Украины с 5 июля до 10 августа.

Loading...