Рада закрыла закрытые списки. Как будут проходить выборы по новому Избирательному кодексу

Фото: Украинская правда
Фото: Украинская правда

Принятие Избирательного кодекса было среди главных предвыборных обещаний, которое кандидаты в депутаты Верховной Рады VIII созыва планировали реализовать в первые дни своей работы. Но итоговое голосование по законопроекту состоялось в последний пленарный день уходящего парламента – 11 июля. Фокус разбирался, что стало причиной задержек

Related video

11 июля в 11:00 народные депутаты приступили к рассмотрению правок парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия, чтобы затем подтвердить их и, наконец, поддержать непосредственно проект Избирательного кодекса.

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий подбадривал депутатов: "Нужно голосовать "за". Голосуем, коллеги". Но система электронного голосования "Рада" выдала с первой попытки 209 "за" из 298 зарегистрированных в зале депутатов. "Прошу смобилизироваться! Голоса есть", – настаивает Парубий, но система "Рада" показывает 222 голоса.

С десятой попытки депутаты тоже отказались вернуться к рассмотрению правок, дав 216 голосов "за", в 15-й раз предложение спикера поддержали 212 депутатов.

"Как можно, когда мы завершаем славную нашу каденцию, после двух лет подготовки подло не голосовать? Отбросьте лукавство! Это наше обязательство в коалиционном соглашении. Неужели не понимаете, какая это будет пощечина каждому, если вы не проголосуете?! Все будут нести ответственность", – повышает голос Парубий.

И только с семнадцатой попытки спикеру удалось "выбить" необходимые 227 голосов "за".

"Теперь прошу поддержать Избирательный кодекс во втором чтении и в целом, и поддержать все правки, к которым мы вернулись!" – Парубий кует железо, пока горячо. И тут же система "Рада" показывает 230 голосов. Главный документ в сфере избирательного законодательства Украины принят.

Как начинался цикл

Проект Избирательного кодекса, предусматривающий введение пропорциональной избирательной системы с открытыми партийными списками на выборах народных депутатов, а также изменение избирательной системы на местных выборах (№ 3112-1), был принят в первом чтении 7 ноября 2017 года. Его авторы – Андрей Парубий, Леонид Емец ("Народный фронт") и Александр Черненко ("Блок Петра Порошенко") разрабатывали нормы, отталкиваясь от версии Избирательного кодекса 2010 года. Приняв во внимание особенности последних парламентских выборов, они сформировали в октябре 2015 года блок унифицированных законопроектов – условный сборник, касающийся процесса избрания президента, Верховной Рады и местных советов. В 2017 году переход на новую систему выборов в первом чтении поддержал необходимый минимум народных депутатов – 226.

29 мая 2019 года профильный комитет рекомендовал парламенту рассмотреть проект Избирательного кодекса во втором чтении. Чтобы принять его в целом и провести местные выборы уже по новым правилам, Рада должна была успеть в кратчайшие сроки рассмотреть 4568 правок. 6 июня процесс был запущен и до дня финального голосования депутаты успели "вынести условный вердикт" по 4150 правкам. Для сравнения, по состоянию на 4 июня парламентарии рассмотрели почти 80% от общего числа – 3640.

Масштабное собрание проектов законов и подзаконных актов, подготовленное парламентским комитетом по вопросам правовой политики и правосудия, предполагает внедрение принципиально новых правил политической борьбы, в частности, модели персонифицированного голосования (за конкретного кандидата в народные депутаты, включенного в региональный список той или иной партии).

Текст законопроекта ко второму чтению был обнародован на сайте Верховной Рады 5 июня, а дополнение – 10 июля. Последний документ – не что иное, как обращение накануне голосования по результатам рассмотрения во втором чтении проекта Избирательного кодекса профильного комитета к главе парламента Андрею Парубию с просьбой "учесть результаты работы рабочей группы комитета и вернуться к голосованию за ряд внесенных ими правок".

Текст правки №4568 – переходные и заключительные положения – предлагается изложить в редакции, где бы было прописано, что Избирательный кодекс вступает в силу 1 декабря 2023 года.

Как объясняет Фокусу народный депутат Леонид Емец, рабочая группа комитета в течение полугода нарабатывала правки, "делающие проект Избирательного кодекса готовым к использованию". "В случае принятия правок документ был бы готов к имплементации за считанные недели. Однако Верховная Рада не поддержала ни одну из них в связи с отсутствием народных депутатов в сессионном зале. Нардепам предлагается проект с правками в редакции рабочей группы. Иначе за него нельзя будет голосовать", – рассказывал Емец Фокусу за день до голосования, добавляя, что документ был бы поддержан, если бы на это была политическая воля.

Важно
Шесть "пограничников". Каковы шансы и перспективы партий, стоящих у края проходного барьера
Шесть "пограничников". Каковы шансы и перспективы партий, стоящих у края проходного барьера

Депутат добавляет, что редакция рабочей группы четко сформулирована в конкретных правках и они никуда не исчезнут и во время работы Верховной Рады IX созыва. "Это тот вариант текста, который наработали и внесли на рассмотрение Рады эксперты и авторы. Его не нужно будет переписывать. Нынешнее избирательное законодательство необходимо менять в любом случае. Выборы, которые сейчас происходят, четко выявляют все его недостатки – массовые подкупы голосов избирателей, вседозволенность и безнаказанность за использование "черных политических приемов" и так далее", – делится с Фокусом своими наблюдениями один из авторов проекта Избирательного кодекса.

Взгляд с заинтересованной стороны

Председатель правления гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская утверждает в разговоре с Фокусом, что Избирательный кодекс в нынешней редакции – без учета правок рабочей группы – недееспособен, поскольку он полностью воспроизводит редакцию первого чтения, которая готовилась десятью годами ранее.

"Вся работа группы, которая провела 34 заседания, не была ни учтена, ни полноценно оговорена. Все правки провалили. Процесс необходимо перезапускать и организовывать с полноценным политическим блоком консультаций", – настаивает Айвазовская.

Касаясь правок комитета, эксперт отмечает, что они были самыми разнообразными и касались разных блоков вопросов. "Наиболее проблемные правки были политическими: избирательная система, детали ее применения, проходной барьер, реализация избирательных прав граждан через эффективные гендерные квоты, оказание права голоса для внутренне перемещенных лиц, внутренних трудовых мигрантов, формы реализации избирательных прав людей с инвалидностью, прозрачность финансирования избирательных компаний. Эти политические вопросы, по сути, были заторможены депутатами, чтобы с ними определялся прогнозируемо пустой зал. Наиболее прогрессивные нормы были откинуты, к сожалению", – заключает Айвазовская.

Генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель убежден, что проще было проголосовать за несовершенный текст и затем новым составом Рады доработать его редакцию, нежели запускать процесс с нуля.

"Вопрос, будет ли потом вообще принята модель проведения выборов по новой системе. На это может уже и не появиться политической воли, – предупреждает Фокус Кошель. – В следующем году – местные выборы и важно, чтобы они прошли по новому кодексу, несмотря на то, что в нем есть много проблем. Он не решает вопросы упрощенного голосования для граждан за границей, не предусматривает запрет и максимальное ограничение на использование политической рекламы, отчетность в режиме онлайн, формирование профессионального состава избирательных комиссий. Рада нового созыва должна провести второй этап избирательной реформы, но уже с готовым документом".

О чем спор

Проект Избирательного кодекса, опубликованный 5 июня, занимает 490 страниц. Первая часть охватывает общие основы проведения выборов в стране (типы и виды выборов, принципы избирательного права, непосредственно избирательный процесс), вторая – посвящена общенациональным выборам: президента, особенностям их финансирования, подготовки и проведения; выборов народных депутатов, выдвижению и регистрации кандидатов, подведению результатов волеизъявления, особенностям подготовки внеочередных выборов. В третьей части проекта Избирательного кодекса прописаны нюансы проведения местных выборов, включительно с депутатами Верховной рады Автономной Республики Крым.

Кратко и по существу

• Краеугольным камнем проекта Избирательного кодекса стали открытые списки. Суть новшества в том, что украинцы, которые голосуют за партию, вправе повлиять на прохождение в Верховную Раду того или иного кандидата, независимо от расположения в списке, который утверждает съезд партии. Региональные списки важны тем, что пройти в парламент получают шанс не только кандидаты, имена которых занимают высокие места в списках, но и те, кого больше всего поддержат избиратели. Ожидается, что пропорциональная система может уменьшить влияние прямого или косвенного подкупа избирателей.

• В распределении мандатов принимают участие избирательные списки кандидатов, набравшие по результатам голосования не менее 4% голосов.

Важно
Непростой выбор. Пройди тест Фокуса и узнай, какая партия защитит твои интересы
Непростой выбор. Пройди тест Фокуса и узнай, какая партия защитит твои интересы

• Внеочередные выборы народных депутатов происходят в последнее воскресенье шестидесятидневного срока с момента опубликования соответствующего указа президента.

• Общегосударственный избирательный округ делится на 27 региональных избирательных округов

• Съезд партии по выдвижению кандидатов проводится в открытой форме.

• При формировании общегосударственного и региональных избирательных списков кандидатов в депутаты партия должна обеспечить присутствие в каждой пятерке не менее двух кандидатов каждого пола.

• Денежный взнос – два миллиона гривен – вносится партией, выдвинувшей кандидата, в безналичном порядке на специальный счет Центризбиркома. Средства возвращаются партиям, заручившимся поддержкой не менее 2% голосов избирателей в течение восьми дней после опубликования результатов выборов. Средства партий, набравших менее 2% голосов, направляются в Государственный бюджет.

• Избирательные фонды кандидатов в депутаты не создаются. Взносы в избирательный фонд партии осуществляются в порядке, определенном для физических лиц. Добровольный взнос одного лица в избирательный фонд партии не может превышать четырехсот минимальных размеров заработной платы. Собственные средства партии, которые пересчитываются на накопительный счет, не подлежат ограничениям по сумме и количеству начислений.

Как выглядит процесс

• Партия выдвигает кандидатов в виде единого списка в общенациональном избирательном округе, который утверждает съезд (праймериз).

• Из числа кандидатов партия формирует региональные списки в каждом избирательном регионе, в которые должны войти не менее пяти кандидатов в депутаты (ст. 341 "Избирательные списки кандидатов в депутаты").

• Во время голосования избиратель вписывает в бюллетень номер партии и кого-то из кандидатов в региональном партийном списке.

• По результатам устанавливается общее количество мандатов, которые набирает партия по всей Украине и количество мандатов по регионам.

• Мандаты распределяются Центральной избирательной комиссией между кандидатами, которые получили по меньшей мере 4% голосов (сейчас действует барьер в 5%) в общенациональном избирательном округе в два этапа. Вначале между лицами, включенными в региональные избирательные списки политических партий с учетом процента поддержки, затем – на уровне общенационального избирательного округа.

Важно
Снизить тарифы вдвое и сделать пенсию в 3094. Что обещают партии в социальной сфере
Снизить тарифы вдвое и сделать пенсию в 3094. Что обещают партии в социальной сфере

• Информировать избирателей о списках планируется непосредственно в день голосования – буклетами, плакатами. ЦИК в свою очередь формирует официальный перечень партий, субъектов избирательного процесса. Он вместе с другой информацией будет размещаться на стендах в каждой кабинке для голосования.

• Избирательная квота, то есть количество голосов, необходимое для получения одного мандата, определяется по формуле: число избирателей, проголосовавших за партии, которые в общенациональном списке преодолевают проходной барьер, нужно разделить на количество депутатских мест в Верховной Раде.

Напомним, с 28 октября 2012 года парламентские выборы в Украине проводятся по "смешанной системе". 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе и по закрытым избирательным спискам, остальные 225 – по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах.