Рада совместила спринт с марафоном. Почему юристы возмущаются особенностями первой сессии парламента

2019-08-31 10:55:42

653 19
Рада совместила спринт с марафоном. Почему юристы возмущаются особенностями первой сессии парламента

Фото: Getty Images

Впервые в истории независимой Украины народные депутаты 29 августа смогли провести сессию Верховной Рады за один день. Фокус выяснял, были ли допущены нарушения процедуры и норм регламента при таком результативном голосовании, которое продемонстрировало правящее большинство, и какими последствиями может оно обернуться. 

 

Депутаты уложились с проведением сессии в 16 часов. После того, как спикер парламента Дмитрий Разумков открыл первую сессию Верховной Рады IX созыва, был сформирован временный президиум первой сессии, состоящий из шести народных депутатов: главы подготовительной группы и по одному представителю от каждой политической партии. Последовательность рассмотрения вопросов президиум оглашал, исходя из норм 16 статьи регламента работы Верховной Рады и постановления о повестке дня сессии. 

Хронология событий

● Владимир Гройсман слагает полномочия премьер-министра

● Формируются и регистрируются пять фракций и одна депутатская группа (фракции: «Слуга народа» – 254 народных депутатах, «Оппозиционная платформа – За життя» (44), «Батькивщина» (25), «Европейская солидарность» (27), «Голос» (17), группа «За майбутне» (23) 

● Председатель Верховной Рады VIII созыва Андрей Парубий выступает с отчетом о работе парламента за пять лет

● Принимается постановление о создании счетной комиссии

● 382 народных депутата выбирают спикером созыва Дмитрия Разумкова, 330 – его первым заместителем Руслана Стефанчука (оба – «Слуга народа»), 318 – заместителем спикера Елену Кондратюк («Батькивщина»)

● 290 народных депутатов поддерживают предложение  президента Владимира Зеленского назначить премьер-министром Алексея Гончарука, 314 – поддерживают кандидатуру Андрея Загороднюка на должность министра обороны, 310 – Вадима Пристайко на должность министра иностранных дел

● Народные депутаты получают текст доклада подготовительной депутатской группы по организации работы Верховной Рады IX созыва

● 333 голоса собирает постановление об увольнении Василия Грицака с должности председателя Службы безопасности и 310 – назначение на его место Ивана Баканова

● По предоставлению премьер-министра Гончарука 281 народный депутат утверждает состав Кабинета министров. При этом пятеро депутатов успевают написать заявление о досрочном сложении депутатских полномочий

● 318 голосами принимается постановление «О перечне, количественном составе и предметах ведения комитетов Верховной Рады»

● 312 депутатов дают согласие на назначение Руслана Рябошапки генеральным прокурором

● Принимается решение об отмене постановления «О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию (относительно неприкосновенности народных депутатов) 

● В Верховную Раду поступает письмо от президента Зеленского со списком неотложных законопроектов. По каждому из них принимаются решения о сокращении сроков рассмотрения, а профильные комитеты в срочном порядке готовят их к рассмотрению

● Принимается постановление «О календарном плане проведения второй сессии Верховной Рады IX созыва». В соответствии с ним вторая сессия начинается 3 сентября и завершится 24 января 2020 года. Десять недель – это пленарный период работы народных депутатов, шесть недель отводится на работу в парламентских комитетах, пять – для работы с избирателями, восемь часов отводится на проведение «Часа вопросов к правительству»

● 277 народных депутатов принимают к рассмотрению проект постановления о порядке освещения работы Верховной Рады 

● В 2:10 спикер Разумков закрывает пленарное заседание первой сессии

Спорные моменты

Такая интенсивная работа парламентариев вызвала неоднозначную реакцию у специалистов-правоведов. Бывший заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера выделил из произошедшего факт утверждения законопроекта о внесении изменений в Конституцию на первой сессии. «Первая сессия не является очередной. Точно так же очередной сессией не является внеочередная. Это если коротко. Более детально можно ознакомиться с решением Конституционного суда N 1-РП/2016 от 15 марта 2016 года». 

Бывший член Венецианской комиссии Марина Ставнийчук опубликовала на своей странице в Facebook ряд замечаний. В частности, она обращает внимание на голосование законопроектов, которые не были включены в повестку дня сессии и заседания. «Как вам нравится поручение комитетам без указания названия комитетов срочно обработать законопроекты для срочного рассмотрения парламентом… Интересно, кто определит объем полномочий комитетов? Кто в комитетах определит себя профильным для того или иного законопроекта? Кто вообще определит при таких формулировках решений парламента ведение тем или иным комитетом того или иного проекта?» – недоумевает Ставнийчук. 

Кроме того, она отрицательно оценивает завершение работы первой сессии Верховной Рады IXсозыва, отмечая, что депутаты голосовали за восемь решений повторно. «Для отдельных законопроектов не только дали поручения срочно их обработать, но и заодно сократить сроки для внесения альтернативных законопроектов, чем фактически помешать процедурам формирования альтернативных предложений... и не вспомню, когда это парламент своими решениями массово ограничивал депутатов в возможности внесения альтернативных законопроектов!» – негодует Ставнийчук, заключая, что «депутатов лишают их основной конституционной функции – возможности готовить и вносить проекты законов». 

С вопросом о возможных процессуальных нарушениях Фокус обратился к министру юстиции в 2010-2013 годах Александру Лавриновичу. Он придерживается другого мнения. «С точки зрения соблюдения процедур и законодательства ошибок и нарушений во время назначения членов правительства и других назначений, а также при принятии решений в этот раз было совершено намного меньше, чем в предыдущие», – утверждает Лавринович.

По его словам, в работе Верховной Рады наиболее важным является соблюдение парламентских процедур. 

«Существенные нарушения были совершены предыдущим составом парламента. Если учитывать это и обратить внимание на стиль работы, то вчера был осуществлен огромнейший рывок в сторону законности и соблюдения парламентских процедур», – делится с Фокусом своими наблюдениями Лавринович.

Он объясняет, что первая сессия новоизбранного парламента назначается на дату, определенную подготовительной депутатской группой не позже, чем на 30-й день. А в соответствии с Конституцией сессия Верховной Рады открывается в первый вторник сентября и февраля. То есть, Рада могла работать только 29 и 30 августа. «Конкретные существенные нарушений, которые могли бы стать предпосылкой для того, чтобы оспорить вчерашние решения – отсутствуют. Голосование за изменения к статье 80 Конституции происходило в полном соответствии 13 разделу Конституции, закону о регламенте, и предварительное принятие текста не требовало отдельных процедур», – говорит в заключение Лавринович, и напоминает, что неприкосновенность для народных депутатов теперь будет отменена в любом случае, нравится это кому-то или нет.

Loading...