Ради выборов на Донбассе. Почему Зеленский спешит отправить в отставку Центризбирком
Без недели один год проработал последний состав Центральной избирательной комиссии. 12 сентября фракции «Слуга народа», представляющей парламентское большинство, удалось привлечь недостающие голоса, чтобы досрочно прекратить полномочия Центризбиркома. Фокус разбирался, на каких условиях были достигнуты договоренности между фракциями, и какая роль отводится ЦИКу в осуществлении мирных инициативах президента Владимира Зеленского
Кто помог "слугам" собрать голоса
Верховная Рада досрочно прекратила полномочия Центральной избирательной комиссии. Если 12 сентября необходимых 300 голосов не нашлось, поэтому вопрос отставки ЦИКа даже не включался в повестку дня, то на следующий день их было с запасом – 341 голос "за". Так, "Слуга народа" отдала 244 голоса, "Оппозиционная платформа – За життя" – 33, "Батькивщина" – 20, депутатская группа "За майбутне" – 15, свою лепту внесли 29 внефракционных депутатов. Постановление в полном составе не поддержали фракции "Европейская солидарность" и "Голос".
Позицию президента в сессионном зале представлял первый вице-спикер Руслан Стефанчук. Он повторил главные тезисы из представления Зеленского, утверждая, что ЦИК во время парламентской избирательной компании "неоднократно проявлял недостаточную взвешенность или даже политическую предвзятость".
Согласно закону о Центризбиркоме, Верховная Рада на основании мотивированного представления президента может досрочно прекратить полномочия всего состава комиссии. Решение должно быть принято не менее чем 2/3 от конституционного состава парламента (300 голосов). В случае досрочного прекращения полномочий ЦИКа, Рада не позже следующего дня должна передать президенту список кандидатур от депутатских фракций. В свою очередь, глава государства в течение трех дней должен внести в парламент представление на назначение новых членов ЦИКа.
По информации Фокуса, количественный состав новой комиссии стал поводом для сговорчивости депутатских фракций из меньшинства. О том, что депутаты обсуждают квоты, стало известно еще 11 сентября.
"Если Рада примет решение о прекращении полномочий этой комиссии, то глупо оставаться в стороне. Мы будем подавать свою кандидатуру", – сказал Фокусу народный депутат Михаил Волынец ("Батькивщина").
Народный депутат Дмитрий Лубинец утверждал, что имеющая все права фракции депутатская группа "За майбутне" тоже претендует на своего представителя в ЦИКе.
Как рассказывает Фокусу один из внефракционных депутатов, договоренность о необходимых 300 голосах была достигнута уже утром четверга. Но внутри фракции "Слуга народа" намечался демарш в связи с введением императивного мандата для мажоритарщиков, поэтому существовала угроза, что правящее большинство не даст необходимого количества голосов. Это показало вечернее голосование, когда в зале не находилось 226 голосов за рассматриваемые законопроекты.
"Когда пожар потушили, решили вернуться к вопросу ЦИКа. Я знаю, что собирали глав фракций у Разумкова, было договорено увеличить квоты по кандидатам. Тимошенко получила два места вместо одного, а "Оппоплатформа" – к двум еще одного. Плюс депутатская группа выбила себе представителя. Думаю, это стратегическое решение, ведь комиссия избирается на семь лет, а сколько лет проработает эта Рада – неизвестно. Поэтому лучше иметь своих людей", – делится информацией с Фокусом источник из "Слуги народа".
К слову, после голосования за отставку Центризбиркома в полном составе, фракция "Слуга народа" инициировала пересмотр действующего закона о комиссии. Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Качура заявил, что количество членов комиссии сократиться – с 17 до 15 .
"В прошлый раз, когда были два кандидата, которые не могли между собой договориться, Петр Алексеевич сказал: давайте тогда назначать двух. Эта численность, которая есть, не соответствует закону, ведь это было незаконное назначение. Мы сейчас выберем 15 членов ЦИКа, а затем внесем соответствующие изменения и приведем в порядок. Потому что в основополагающих нормативных актах написано, что количество членов ЦИКа именно 15", – заявил Качура журналистам.
Последний состав Центризбикома был назначен Верховной Радой 20 сентября 2018 года. К тому моменту срок полномочия 13 членов комиссии истек еще в 2014 году. Вопрос обновления ЦИКа не мог разрешиться с апреля 2018 года, так как две крупнейшие фракции – БПП и "Народный фронт" – не могли найти согласия по количеству кандидатур. Основным доводом со стороны НФ было нежелание формировать комиссию, в которой большинство будет контролироваться фракцией БПП. За два дня до голосования за новый состав Центризбиркома парламент принял закон, которым увеличивался состав комиссии с 15 до 17 человек. Документ вызвал волну критики среди депутатского корпуса, в первую очередь из-за неясности, что считать кворумом. Согласно законодательству, для принятия решений в заседании ЦИКа должно участвовать две трети от общего числа членов комиссии.
Все на выборы
ВажноКак уже сообщал Фокус, причиной замены действующего состава ЦИКа является желание офиса президента получить полный контроль над деятельностью независимого государственного органа. Кроме проведения президентских и парламентских выборов, закон о ЦИКе наделяет комиссию правом проведения референдумов. Напомним, решение важных для государства вопросов на референдумах было частью предвыборных программ президента Владимира Зеленского и партии "Слуга народа". ЦИК также принимает окончательное решение по отмене регистрации народного депутата в случае применения императивного мандата. Это означает, что политическая партия имеет право лишить мандата народного депутата, избранного по ее спискам, если он не войдет или покинет состав парламентской фракции. Решение принимается на партийном съезде, который передает документы в ЦИК.
Напомним, на местных выборах ЦИК предоставляет методологические, совещательные и консультативные функции. Следующие местные выборы должны состояться 25 октября 2020 года. ЦИК уже утвердил объем расходов на их проведение в сумме 2,238 млрд грн.
Однако представитель Кабинета министров в Верховной раде Ирина Верещук заявила информационному агентству "РБК-Украина", что выборы пройдут весной 2020 года.
"Они и так должны быть по плану в 2020 году. Но они, возможно, будут раньше – в апреле. Это быстрее всего, когда можно провести", – утверждает Верещук.
Больше ясности внес министр иностранных дел Вадим Пристайко. В ходе 16-й ежегодной встречи "Ялтинской европейской стратегии" (YES) он заявил, что власти Украины хотели бы проведения местных выборов по всей стране, включая территории временно неподконтрольного Донбасса.
"Мы согласились на Минские договоренности пять лет назад, в том числе и на проведение выборов. По нашему мнению, идеально было провести выборы, пока это невозможно, одновременно во всем нашем государстве. У них уже было двое выборов фейковых, их результатов мы не признаем. Сейчас мы предлагаем провести одновременно выборы по всей территории, включая оккупированную. Посмотрим, сработает ли это, по времени исключительно. "Формулу Штайнмайера, которую наш глава государства согласовал, мы, как люди, которые выполняют даже то, что пообещали наши предыдущие президенты, должны выполнять. Мы сейчас обсуждаем, в какой форме", – приводит заявление Пристайко агентство "Интерфакс-Украина".
Напомним, в 2016 году экс-министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил свою модель политического урегулирования ситуации на Донбассе. Она состоит в следующем. Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных территориях, далее там проходят выборы. После их проведения и публикации отчета ОБСЕ с подтверждением демократичности выборов закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" временно вступает в силу. Далее в Конституцию Украины вносятся изменения об особом статусе Донбасса и передачи контроля Украине над границей с Россией.
Депутат Верховной Рады VIII созыва Игорь Попов отмечает, что если власть будет реализовывать "формулу Штайнмайера", то результаты местных выборов в ОРДЛО должен будет признать Центризбирком.
"Сложно представить, как уже бывший состав комиссии будет признавать выборы на неподконтрольной территории. Предоставлять методологические, совещательные и консультативные функции. Кроме того, не понятно, по каким законам они должны пройти, это будет наше законодательство или они сами должны будут принять закон", – делится сомнениями с Фокусом Попов.
По его словам, возможный перенос местных выборов с октября на апрель 2020 года говорит о спешке власти. За год политическая ситуация в стране может кардинально измениться.
Депутат Верховной Рады VIII созыва Руслан Сидорович предупреждает, что проведение выборов на неподконтрольных территориях на основе Минских соглашений или по "формуле Штайнмайера" несет угрозу формирования органов власти, которые напрямую зависят от Кремля.
"По договоренностям, выборы должны пройти до восстановления Украиной контроля над границей. Можно только представить, как Кремль будет их организовывать и обеспечивать, кого и как изберут. Кроме того, стоит ожидать, что позже потребуют довыборов в Раду по мажоритарным округам на той территории", – рассказывает Фокусу Сидорович.
ВажноОн напоминает Фокусу, что первые выборы в Бундестаг в послевоенной Германии были проведены только спустя четыре года после окончания войны. За это время была проведена денацификация. В свою очередь, вопрос возможной амнистии в ОРДЛО остается открытым.