Кличко попал под удар. Верховная Рада готовится лишить мэра Киева властных полномочий

Новая власть хочет изменить управление столицей. Новые правила расписаны в соответствующем законопроекте, зарегистрированном в Верховной Раде, который уже внесен в повестку дня сессии. Фокус разбирался, почему внеочередные выборы мэра Киева оставят его без полномочий, а город – без самоуправления

19 сентября должна состояться сессия Киевского городского совета, которая была сорвана неделей ранее. Напомним, 12 сентября сессия Киевсовета не состоялось из-за отсутствия кворума. На заседание явились 48 из 120 депутатов. После этого мэр Киева Виталий Кличко объявил о начале консультаций с председателями фракций и групп о досрочном прекращении полномочий Киевсовета VIII созыва и обращении к Верховной Раде с просьбой назначить внеочередные выборы. Однако 17 сентября была достигнута договоренность с руководителями фракций о проведении заседания Киевсовета. Следует отметить, что во фракцию "БПП-Солидарность", которая на момент своего создания ориентировалась на Кличко, входит 52 депутата.

Согласно закону о местном самоуправлении, городской глава может инициировать в Верховной Раде вопрос внеочередных выборов горсовета. Основанием для этого является не проведение сессий в установленные сроки или не решение вопросов, которые относятся к компетенции совета.

Свой устав

Верховная Рада решила не ждать разбирательств Кличко с депутатами Киевсовета, и инициировала внеочередные выборы Киевсовета и городского главы. Соответствующий законопроект о внесении изменений в закон "О столице Украины– городе-герое Киеве" был зарегистрирован 13 сентября. Документ подготовлен коллективом авторов во главе с председателем парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Андреем Клочко ("Слуга народа").

Согласно законопроекту, внеочередные выборы Киевсовета и городского главы предлагается провести 8 декабря 2019 года. При этом количество депутатов Киевсовета будет сокращено с 120 до 84. Стоит отметить, что норма о сокращении депутатов будет применяться не только к Киеву. Законопроект устанавливает для городов с количеством избирателей более 1 млн 84 депутата местных советов.

Киевский городской глава избирается через прямые выборы, которые проводятся в два тура, если в первом ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей. Полномочия мэра определяются законом о местном самоуправлении.

Кроме того, в Киеве восстанавливаются районные советы, правда, принцип их формирования в законопроекте не описан. Райсоветы будут согласовывать с Киевсоветом границы своих районов. В свою очередь, количество районов города будет устанавливаться Верховной Радой по представлению Кабинета министров. Само представление формируется на основе предложения Киевсовета.

Исполнительную власть в столице будет осуществлять Киевская городская государственная администрация (КГГА). Ее председатель назначается и увольняется с должности президентом по представлению Кабинета министров. КГГА лишится функций исполнительного комитета, его должен создать Киевсовет на протяжении месяца после оглашения результатов выборов. В свою очередь КГГА будет выполнять контроль и надзор за деятельностью Киевсовета, райсоветов и их исполкомов. К полномочиям КГГА отнесут создание своих структурных подразделений в районах (вместо районных государственных администраций), управление государственным имуществом, переданным Кабинетом министров, координацию деятельности центральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Киева.

Председатель КГГА будет участвовать в заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся Киева. В частности, кадровые вопросы руководителей расположенных в Киеве государственных и территориальных органов министерств и других органов исполнительной власти. Участвовать в решении вопросов по размещению в Киеве резиденции президента, Верховной Рады, Кабинета министров, центральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти, официальных представительств иностранных государств и международных организаций в Украине, а также в протокольных мероприятиях, касающихся столичных функций Киева. Согласовывать вопросы о создании, реорганизации, перепрофилирования или ликвидации учреждений, предприятий или организаций общегосударственного значения, расположенных на территории города.

Поддержка города

Опрошенные Фокусом депутаты Киевсовета так и не смогли дать точный прогноз, состоится ли сессия. Представитель "Батькивщины" Татьяна Мелихова сослалась на занятость, а позже не отвечала на звонки. По словам Юрия Сыротюка ("Свобода"), депутаты из его фракции сообщали, что будут присутствовать. Информации от других фракций и групп у него нет.

"Ходят слухи, что сессию срывают по указаниям с Банковой, чтобы показать, что у мэра нет влияния на горсовет. Действительно, большинство уже не существует давно, "БПП Солидарность" ситуативно привлекала к голосованиям "Еднисть". Потом посыпалась "Самопомич". Сейчас нет большинства ни у мэра, ни против мэра. Но, несмотря на планы назначить выборы на 8 декабря, хочу напомнить о беспрерывности власти, депутаты должны работать до избрания нового горсовета", – предупреждает Фокус Сыротюк.

В свою очередь Алла Шлапак ("Еднисть") говорит Фокусу, что не сможет присутствовать на сессии, поскольку находится в командировке во Львове. Она подчеркнула, что не видит оснований, почему заседание должно блокироваться.

"Попытки быстро изменить власть в Киеве с помощью предлагаемых Верховной Радой инициатив только усилят хаос в городе"

"Кроме хозяйственных вопросов, мы должны решить ряд организационных вопросов, например, лишить полномочий депутатов избранных в Верховную Раду, изменить состав фракций", – перечисляет Шлапак.

Депутат Киевсовета Александр Пабат ("БПП Солидарность") напоминает Фокусу, что изначально в горсовете было 90 депутатов. Начиная с V созыва (2006-2008 гг.) их количество было увеличено до 120.

"В законопроекте есть правильные инициативы, их стоит обсуждать. Но не понятно, на какой срок будет избираться горсовет и мэр, если внеочередные выборы пройдут 8 декабря, если в апреле 2020 года планируют провести очередные местные выборы по всей стране. Думаю, сложности столицы в том, что правила для нее пишут под каждую новую персоналию, а не для города", – утверждает Пабат в разговоре с Фокусом.

По информации Пабата, законопроект готовил народный депутат Дмитрий Исаенко (ОПЗЖ). Напомним, в период с 2007-го по 2015 год Исаенко занимал должность заместителя министра регионального развития и строительства (с 2010 года – Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства).

Один из депутатов Киевсовета, пожелавший остаться неназванным, рассказывает Фокусу, что многие депутаты уже начали искать варианты, как переизбраться в будущий горсовет.

"Многие пытаются договориться со "Слугой народа", слышал, активно идут торги. Активность проявляет "Сила и честь" Смешко, у них были неплохие результаты на парламентских выборах. Остальных пока не слышно. Не исключено, что на выборы они пойдут формально, чтобы участвовать, ведь парламентские выборы в Киеве показали поддержку бывшей власти, особенно на мажоритарных округах", – делится наблюдениями собеседник Фокуса.

Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко считает, что попытки быстро изменить власть в Киеве с помощью предлагаемых Радой инициатив только усилят хаос в городе.

"Уже сейчас Кличко проигрывает выборы мэра, потому что избрал пиар-управление городом, а по хозяйству накопилось множество вопросов. У нас есть стеклянный мост, но есть и не решенный, "уставший" Шулявский путепровод. Поэтому выборы, как бы они ни закончились, городу ничего не принесут", – говорит Матвиенко Фокусу.

Вместе с тем, действующий мэр Киева Виталий Кличко 17 сентября заявил о намерении участвовать в следующих выборах городского главы и провести в Киевсовет свою политическую силу.