Не наши танки стоят под Тамбовом. Главные тезисы из скандального интервью Богдана Яременко
Глава Комитета Верховной Рады по иностранным делам Богдан Яременко рассказал в интервью РБК-Украина, что в команде президента Владимира Зеленского думают о "формуле Штайнмайера", предоставлении особого статуса ОРДЛО и когда Донбасс может вернутся под контроль украинских властей. Предлагаем вашему вниманию его краткие тезисы
"Формула Штайнмайера" уже частично реализована
"Формула Штайнмайера" в том виде, в котором мы ее согласовали, на самом деле уже частично реализована. И мы не согласились ни на что такое, чего бы уже не существовало. На временной основе полномочия Донбасса прописаны в законе об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО, принятом еще в 2014 году".
"Кучма ничего не подписал, а лишь проинформировал ОБСЕ, что механизм применения закона об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО нами в принципе согласован"
ВажноУкраина обязана имплементировать "формулу Штайнмайера" в законодательство
"Возможно, не слово в слово, но формулировка в законе должна отображать суть согласованной "формулы Штайнмайера". Повторюсь: если мы позиционируем себя как серьезные международные игроки, которые не просто обвиняют Россию в том, что она не держит своего слова, а еще и сами придерживаются данного нами слова, то мы не можем предложить редакцию, которая меняла бы суть договоренности".
"Формула Зеленского" ставит в приоритет решение вопросов безопасности
"Это формула Зеленского, который говорит, что он не рассматривает вариант урегулирования путем внесения изменений в Конституцию. Он четко говорит, что пакет по безопасности является приоритетом, включая и обмен пленными, и разведение войск и т.д. Это едино приемлемая формула".
Если Россия будет готова к конструктивным действиям – на Новый год оккупированные территории Донбасса смогут вернутся в состав Украины
"Если Россия готова к конструктивным действиям и вместе мы сможем обеспечить все до декабря – будет прекрасно, если на Новый год эти территории вернутся в состав Украины".
"Россия может вывести свои войска, своих наемников, это дело пары недель. Дальше туда вернется украинская власть, которая сможет достаточно быстро восстановить там украинский правопорядок. То есть, при желании РФ все можно сделать достаточно быстро".
"Донбасс дорого обходится России, у них есть определенные надежды на облегчение режима санкций, и потому они начали эту игру. Насколько далеко они готовы зайти, я, конечно, не знаю. И доверия к ним нет. Потому мы будем двигаться маленькими шажками, но только время покажет, насколько мы сможем доверять России".
Особый статус ОРДЛО может быть предоставлен в рамках процессов децентрализации
"Скорее всего (придется предоставить особый статус ОРДЛО, – ред.), другого выхода нет. Но вопрос, какой именно "особый статус". Мы бы видели его на основе процессов децентрализации, которые проходят по всей Украине".
"Даже наши внутренние дискуссии в партии сводятся к тому, что мы готовы говорить об "особом статусе" в рамках децентрализации, увеличения полномочий местных общин, а не регионов, не областей или вообще чего-то непонятного, как ОРДЛО".
Киев не может диктовать условия, когда российские танки стоят на Донбассе
Президент говорит, что мы должны подойти к мирному процессу более серьезно и принять новый закон, в котором дать ответы на все эти вопросы. Но надо понимать: когда люди говорят, что нельзя идти ни на какие компромиссы с врагом, то я хотел бы напомнить, что не наши танки стоят под Тамбовом. А российские танки стоят на Донбассе. И в Крыму. В таких условиях Россия полагает, что она в праве диктовать нам какие-то обстоятельства.
Проведение выборов в ОРДЛО возможно только после полного прекращения боевых действий
"Надо руководствоваться здравым смыслом. Если будет идти речь о возможности провести выборы, скажем, через 90 дней от какой-то даты, в таком случае и тридцати дней прекращения огня может быть достаточно. Надо смотреть по ситуации. Я хотел бы отдельно подчеркнуть – я не назвал цифру в 90 дней или в 30 дней как что-то определенное, это всего лишь условный пример, не более того".
Верифицировать реальное выведение российских войск с территории ОРДЛО должна ОБСЕ
"У нас верификатор только один – это ОБСЕ. Никакого другого механизма у нас нет. Как именно это будет реализовываться – вопрос обсуждений. ОБСЕ присутствует на всех переговорах".
Боевики могут остаться на Донбассе, если сложат оружие
"Это проблема России и этих людей. Захотят выйти вместе с выводом российского вооружения, командных структур и т.д. – пусть выходят. Решат остаться в ОРДЛО без оружия – пусть остаются.
Минские договоренности говорят о "народной милиции". В любом случае, это не формирования с пулеметами, минометами, танками и т.д. Речь не идет о том, чтобы так называемые первый и второй армейские корпуса, которые находятся в ОРДЛО, превратились в "народные милиции".
Местное население, граждане Украины, смогут иметь право участия в работе определенных правоохранительных структур. И логично, что у них будет предусмотренное для этого оружие. Но там не должно быть никаких формирований, которые неподконтрольны, неподотчетны и не под командованием украинской власти".
После выборов в ОРДЛО мы получим представителей, с которыми можно вести диалог
"Даже если мы не признаем результаты выборов, мы поймем, насколько представительской является местная власть. Это раскроет определенное поле игры для Украины. Мы получим хотя бы каких-то представителей, к которым мы сможем относиться хоть немножко (долгая пауза, - ред.) терпимо, и с которыми мы сможем позволить себе какие-то формы диалога. В отличие от тех московских назначенцев, которых нам подсовывают сегодня в качестве "лидеров "ДНР/ЛНР"".
"Я думаю, потенциал Зеленского и его партии (в случае проведения выборов в ОРДЛО, – ред.) не стоит недооценивать. Будем бороться".
ПАСЕ потеряла свою эффективность, разрешив вернуться в свой состав делегации России
"Для нас решение ПАСЕ поставило под сомнение преданность организации своим принципам и ее готовность защищать интересы всех своих членов, а не тех, кто платит больше взносов в ее бюджет. Поменяв правила игры, чтобы облегчить жизнь России, организация потеряла в целом свою эффективность, потому что ей теперь сложно принимать какие-то решения относительно наказания за нарушения прав человека. Кроме того, они проигнорировали интересы Украины, потому что у РФ были проблемы именно из-за Украины".
Украина оказалась заложником внутреннеполитической ситуации в США
"Мы ничего не сделали, чтобы это все случилось. Мы заложники ситуации в другом государстве, которое для нас очень важно. В данной ситуации у нас небольшой выбор – мы можем пожелать США как можно скорее пережить этот кризис и решить его в тот способ, который они будут считать законным и правильным. И продолжить сотрудничество с Украиной. Мы и сейчас слышим много голосов, что этот кризис не повлияет на отношения между США и Украиной.
В этом контексте оснований для разговоров о какой-то "токсичности" я не вижу. И разговор Зеленского с Трампом, который был обнародован, в этом смысле не создал для нашего государства никаких проблем, и ее имидж не ухудшил".