Цугцванг Зеленского. Ждет ли Украину новая революция

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

14 октября по всей стране будут проходить акции протеста под лозунгом "Нет капитуляции". В Киеве протесты начнутся с 13.00 акцией партии "Свобода", а продолжатся в 16.00 маршем Национального копуса. Напомним, что участники акции протестуют против урегулирования ситуации на Донбассе по так называемой "формуле Штайнмайра". Фокус разбирался, во что могут вылится эти протесты и кому может быть выгоден срыв договоренностей. 

На старте

Участники акции "Нет капитуляции" выдвигают одно требование: остановить реализацию "формулы Штайнмайера", предусматривающей особый статус для ОРДЛО и проведение там выборов де-факто без взятия Украиной контроля над границей с Россией. В начале октября в Сети появилось заявление о старте "Движения сопротивления капитуляции". Его участники призывают объединить усилия, для того чтобы предостеречь президента Украины "от унизительного поражения". "Достижение подлинного, а не мнимого мира, не может произойти на основании "формул" и "договоренностей", противоречащих Конституции, принципам международного права и национальным интересам Украины. Наши требования и предложения Владимиру Зеленскому обнародованы в обращении "Не допустим капитуляции!" от 17 сентября этого года. Еще не поздно", — говорится в заявлении.

По словам одного из участников движения, экс-нардепа от "Народного фронта", полковника Андрея Тетерука, ситуация рисковая. В беседе с Фокусом он выказывает опасение, что готовность украинской власти не только подписывать, но и реализовывать "формулу Штайнмайера" может привести к потере суверенитета и неприкосновенности страны. "Оккупированные благодаря России территории требуют изменения конституционного уклада, чтобы получить статус особых регионов. Но это недопустимо, поскольку Украина — унитарное государство. Вот почему небезразличные украинцы объединились в движение сопротивления. Считаем, что нынешнее поведение власти опасно", — говорит Тетерук.

Неделю назад на вече вместе с женой присутствовал и Петр Порошенко. На своей странице в Facebook он написал, что "формула Штайнмайера" "написана в Кремле по чисто российскому сценарию", при этом забыв упомянуть, что во времена своего президентства сам согласился на ее реализацию.

В Офисе президента предыдущую акцию протеста назвали проплаченной. Глава Офиса Андрей Богдан опубликовал скриншоты переписки, в которых кто-то обещает по 100 грн в час людям, пришедшим на митинг, и по 10 грн — за свой плакат и приведенного друга. "Скоро кто-то, очень перепуганный, раздаст все украденное народу", — написал Богдан.

Узнав об этом, участники митинга потребовали от Зеленского отправить Богдана в отставку, но безрезультатно. Пока акции протеста проходили мирно. Но нет никаких гарантий того, что у активистов, среди которых множество представителей радикальных организаций, не дрогнет рука и не запылает первая шина. Предпосылки к этому есть. Так, после окончания воскресного митинга лидер партии "Национальный корпус" и первый командир "Азова" Андрей Билецкий заявил, что полк останется в городе Золотом Луганской области, назвав отвод войск преступным. В итоге процесс разведения войск возле Золотого и Петровского, изначально намеченный на 7 октября, сорван. По мнению Кремля — из-за неспособности украинской власти контролировать добробаты, по мнению Киева — из-за нарушения российскими наемниками режима тишины. По словам главы МИДа Вадима Пристайко, процесс разведения войск начнется лишь после недельного отсутствия обстрелов.

Но кому еще может быть выгоден срыв договоренностей по Донбассу и кто стоит за раскачиванием ситуации в стране? Есть несколько версий.

Версия 1. Тайный сговор

Президент раздал слишком много обещаний окончить войну на Донбассе, однако реализация "формулы Штайнмайера" с проведением выборов в ОРДЛО невозможна без внесения изменений в Конституцию Украины. Кроме необходимости найти для этого 300 голосов в парламенте власть должна грамотно обосновать данный шаг перед обществом. Но команда президента этого не делает, из-за чего Зеленский попал в условную "мертвую петлю", из которой самостоятельно выбраться не способен.

Петр Порошенко, в свою очередь, устал от бесконечного количества уголовных дел, открытых против него. В отличие от Зеленского, у него есть электоральное ядро, способное самоорганизовываться и выходить на митинги. Потому можно предположить, что Зеленский и Порошенко договорились, что бывший президент тихо раскачивает ситуацию, общество негодует против "формулы Штайнмайера", а нынешний гарант угрозу нового Майдана использует как козырь для того, чтобы откатить минские договоренности назад.

По мнению Алексея Гараня, научного директора Фонда "Демократические инициативы", выходя на митинги, общество помогает Зеленскому и дипломатическому корпусу отстаивать позиции Украины на международной арене. В том числе в контексте изменений условий минских соглашений и "формулы Штайнмайера". "Расцениваю такие акции позитивно, если они реализовываются в рамках мирного протеста. Более того, считаю, что это помощь президенту Зеленскому, помощь украинской дипломатии. Ведь наша сторона в ходе переговоров может сказать, мол, смотрите, у нас активная часть общества против того, что предлагается. У нас общественное мнение против особых статусов и их закрепления в Конституции. На самом деле это помощь президенту Зеленскому отстоять позиции Украины. Хотя он пока этого не понимает", — отмечает Гарань.

Кремль сознательно продавливает невыполнимое решение по "формуле Штайнмайера". В результате Зеленского можно выставить недоговороспособным политиком

Версия 2. Выпустить пар

Учитывая, что в команде нынешнего президента немало людей, десятилетиями выписывавших всевозможные сценарии, можно предположить, что нынешние акции неповиновения, как и демарш добробатов, — упреждающий шаг, для того чтобы общество просто "выпустило пар".

Но в эту версию не укладывается отсутствие синхронности в действиях власти. После громкого заявления о подписании письма с согласованным текстом "формулы Штайнмайе­ра" у команды Зеленского не было никаких заготовленных коммуникационных стратегий внятного разъяснения обществу плюсов этого шага. По сути, кроме видеообращения президента и интервью депутата от "Слуги народа" Богдана Яременко никакой медийной активности не произошло. При этом накал страстей продолжает расти.

"Отсутствие адекватного реагирования на протесты говорит о том, что власть пребывает в прострации, абсолютно не понимая суть нынешних акций. Она ищет причину извне, а не в себе. То есть дать адекватную оценку тому, что происходит в стране, не может", — уверен политолог Виктор Таран. По его мнению, если команда Зеленского без обсуждения с обществом и дальше будет продавливать свой сценарий решения конфликта на Донбассе, то третьего Майдана не избежать.

Версия 3. Российский след

Ситуация, в которой оказался Зеленский из-за Донбасса, по мнению экспертов, выгодна России. Кремль, играя на неопытности президента Украины и его команды, сознательно продавливает решение по "формуле Штайнмайера", заранее понимая, что в украинских реалиях оно невыполнимо. В результате Зеленского в глазах западных партнеров можно выставить недоговороспособным политиком.

"Колоссальная ошибка Зеленского в том, что он начал раздавать обещания, взял на себя обязательства, которые не в состоянии исполнить. Он теряет международный авторитет. Россия на этом может серьезно сыграть. А если он потеряет авторитет, то в Украине начнет серьезно расшатываться ситуация. Поэтому я не удивлюсь, если Кремль специально создает ситуацию, чтобы мы снова вышли на Майдан. Неизвестно, переживет ли страна еще одну революцию, но Путин выиграет в любом случае", — уверен Тарас Чорновил.

Fullscreen

ГРОЗНАЯ СИЛА. Когда сотни ветеранов АТО с оружием займут "серую зону", президент получит неуправляемые батальоны, умеющие воевать

Версия 4. Многоходовка Авакова

В команде Зеленского продолжают вынашивать план "слива" министра внутренних дел Арсена Авакова. О том, что он лишь временно на посту, у президента говорят открыто. Но сам Аваков вряд ли согласен греть кресло для сменщика. Потому не исключено, что нынешняя ситуация, связанная с активизацией добробатов на востоке страны, объясняется попыткой главы МВД показать Зеленскому силу.

"Если Зеленский примет решение об отводе войск, тогда Аваков, демонстрируя силу, выступит против него. Но вопрос в том, как в случае возвращения в "серую зону" добробатовцы будут взаимодействовать с украинской армией. В этом случае есть риск дестабилизации в прифронтовой зоне, что будет не в наших интересах", — подчеркивает Алексей Гарань.

Похожим образом Аваков нагнетал ситуацию и ранее, в первые месяцы президентства Порошенко, когда несколько батальонов внутренних войск внезапно снялись с Новых Петровцев и маршем пошли на Банковую. "Никто не знал, с оружием они или нет, — вспоминает Тарас Чорновил. — Ни один полицейский наряд не выехал, чтобы разобраться, почему вдруг внутренние войска движутся к Администрации президента. Они спокойно пришли на Банковую, а потом все вылилось в заявления, что их, мол, вовремя не демобилизуют в связи с истечением срока службы и с этим нужно что-то делать. Аваков, в то время сутками не вылезавший из Facebook, вдруг пропал, не отвечал на телефонные звонки, контакта с Порошенко у него не было. Это первый заметный случай, когда министр внутренних дел продемонстрировал, как умеет создавать проблемы, усиливать их и решать. Сейчас проблему с добробатами создал не Аваков, но он со своими людьми добавляет ей жесткости и провокативности, чтобы показать Зеленскому, что без него президент обойтись не сможет и он в состоянии организовать все, вплоть до государственного переворота".

Именно добробаты могут стать детонатором не только срыва отвода войск, но и в целом переговорного процесса по Донбассу. Вслед за "Азовом" в "серую зону" готовы подтянуться другие ветераны АТО, остаться там, невзирая на приказы об отходе.

Одним из первых, кто бросил такой клич, стал экс-нардеп от "Народного фронта", командир роты в батальоне "Айдар" Игорь Лапин. В беседе с Фокусом он говорит о том, что есть минимум три повода для того, чтобы добробаты взялись за оружие и выехали на линию фронта. Первый — отвод войск. Второй — просьбы местных жителей защитить их. Третий — нежелание ОБСЕ признавать наличие российской армии на Донбассе. "Мы готовы выйти колонной, — говорит Лапин. — Количество добробатовцев, их дислокацию назвать не могу. Отозвались парни из УНСО, из ДУК "Правый сектор". Парни Билецкого тоже уже сделали блокпост возле Золотого. Я не говорю о том, что у нас хватит людей, чтобы закрыть все 400 км линии фронта, но ключевые позиции, блокпосты мы закроем".

Следующим шагом власти, по словам Лапина, станет попытка отвести войска от Широкиного, а дальше — от Горловки. На это указывает передислокация "Азова" с Широкиного на Светлодарскую дугу, поскольку сам "Азов" с позиций бы не отступил. Добробат считает, что, после того как украинская армия оставит занимаемые позиции, боевики начнут расправу над местными жителями, как это было в 2014 году, когда террористы расстреляли десятки мирных жителей в селе Лутугино, после того как вытеснили оттуда украинские войска.

С одной стороны, действия добробатов логичны: какова цель отвода украинских войск, ведь в минских договоренностях прописан не отвод войск в целом, а лишь тяжелого вооружения. Да и зачем в преддверии зимы отводить воен­ных в поле, где нет ни окопов, ни блиндажей, ни прочих фортификационных сооружений? "До какого момента нам нужно разводить украинские войска? На два километра? — задается вопросом полковник Андрей Тетерук. — Но это нонсенс! Даже стрелецкое оружие больших калибров с легкостью перекрывает эту дистанцию.

Если активизация добробатовцев все же произойдет и сотни ветеранов АТО с оружием займут "серую зону", то президент получит неуправляемые батальоны, умеющие воевать. К тому же миллионы украинцев наверняка выйдут на Майдан, протестуя против того, что власть оставила своих же воинов на произвол судьбы. "Если мы, добробатовцы, зайдем в "серую зону", а ВСУ дадут приказ нас не пускать назад, то мы окажемся отрезанными с двух сторон. И не дай бог какому-то дураку придет в голову мысль исполнить преступный приказ и выстрелить мне в спину! Что будет тогда? Поверьте, Майдан покажется детским лепетом. Выстрел в спину добровольца спровоцирует реальный гражданский конфликт", — подчеркивает Игорь Лапин.

Вместо послесловия

В шахматах есть понятие "цугцванг". Это когда любой ход, который совершит игрок, приведет к ухудшению ситуации на шахматной доске. Такая же ситуация на данный момент складывается у президента Владимира Зеленского. С одной стороны, он не может откатить назад договоренности со странами "нормандской четверки" и заявить, что Украина не будет реализовывать "формулу Штайнмайера". С другой — украинское общество не готово идти на компромисс и помочь президенту мирно решить вопрос с разведением войск на Донбассе. Красная линия, которую Зеленский обещал не переступать, уже пройдена. Осознанно или нет, но Украина находится в положении, результатом которого может стать новая революция. Вопрос лишь в том, сможем ли мы ее пережить.