Все по новой. Что будет с делами Майдана после увольнения Сергея Горбатюка
Ныне расследование майдановских дел фактически заблокировано: часть следователей и прокуроров проходят аттестацию, часть, не согласившиеся с ее условиями, были уволены. Среди последних и начальник управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк.
Громкое увольнение
Последние четыре года начальник управления специальных расследований ГПУ, подразделения, занимавшегося расследованием преступлений во время протестных акций 2013-2014 годов и коррупционных преступлений топ-чиновников времен Януковича, Сергей Горбатюк жил с мыслью о возможном увольнении. Этим ему угрожали как минимум два предыдущих прокурора – Виктор Шокин и Юрий Луценко. И все потому, что считали его несговорчивым и конфликтным – не хотел выполнять указания сверху. Сам же начальник управления говорит, что просто все это время старался поступать по закону, как и большинство его подчиненных, считая, что честные и принципиальные прокуроры будут работать при любой власти.
Но спустя полтора месяца после назначения новый генпрокурор Руслан Рябошапка сделал то, на что не решались его предшественники – подписал приказ на увольнение Горбатюка. Тот сразу заявил: "Решение, мягко говоря, незаконное и даже произвольное".
Поговаривают, намерение отстранить Горбатюка не столько от майдановских дел, сколько от коррупционных, было в Офисе президента давно. Предлагал это глава ОП Андрей Богдан. Возможно, по просьбе своего давнего знакомого – бывшего заместителя главы АП Виктора Януковича Андрея Портного. В отношении этого топ-чиновника управление расследовало сразу несколько производств. Но на защиту Горбатюка негласно стали международные партнеры, и поэтому в Зе-команде думали, как поступить. И вдруг Горбатюк сам фактически отказался проходить переаттестацию – не написал заявление установленного образца.
Прокурор настаивает: не отказывался, а не согласился с некоторыми условиями ее проведения. И поэтому написал два заявления. Первое – о переводе на работу в Офис генпрокурора, второе – о том, почему переаттестация не соответствует законодательству.
"Она не имеет ничего общего с выявлением компетентности, доброчестности. Нет посыла, что оценку хотят выставлять по результатам работы, не говорят, что будут учитывать конкретные уголовные дела и конкретные обязанности. Приходится просто зубрить законодательство. В дальнейшем результаты такой переаттестации можно будет оспорить в суде. Если бы человека уволили за конкретные нарушения – поводов восстановиться не было".
Распыление дел
Уже экс-начальник управления специальных расследований ГПУ говорит о результатах работы. По его словам, в делах Майдана сообщено о подозрении 448 лицам, направлено в суд 298 обвинительных актов, и уже есть 57 приговоров. "Работа продолжалась и в расследовании коррупционных преступлений топ-чиновников времен Януковича. Мы сообщили о подозрении 156 людям, в суд направили 88 обвинительных актов", – уверяет он. В числе фигурантов: два президента, премьер-министр, одиннадцать министров, глава СНБО, его заместитель, генпрокурор, глава СБУ, судьи.
Надо сказать, что в течение четырех лет Горбатюк и адвокаты семей Героев Небесной Сотни не раз заявляли о давлении и нежелании других правоохранительных органов сотрудничать. Так, например, в Министерстве внутренних дел не проводились внутренние расследования по конкретным правоохранителям, которые участвовали в событиях на Майдане. Не позволяли это делать и прокурорам. Что же касается коррупционных дел, то несколько генпрокуроров сами или через своих заместителей пытались влиять на ход расследования и даже давали незаконные указания закрыть производства. Речь идет, например, о кейсах бывшего нардепа Юрия Иванющенко, экс-заместителя главы администрации президента Андрея Портнова.
Ныне, по словам Горбатюка, ситуация кардинально не изменилась. После прихода на должность Рябошапка пытался решить вопрос незаконно закрытых Луценко производств. И частично это удалось – 22 постановления генпрокурор отменил, а дела передал в управление. А вот возобновлять производство в отношении коммуниста Игоря Калетника, который руководил заседанием Верховной Рады 16 января 2014 года – в день принятия "диктаторских законов", на Резницкой не спешат. "Мы написали официальную жалобу, на рассмотрение которой у генпрокурора три дня, а он разбирает ее уже месяц, нарушая все сроки", – поясняет Горбатюк. Долго решалась судьба и дела экс-министра юстиции Елены Лукаш. Только недавно лично зампрокурора Виктор Чумак вручил ей подозрение.
"В последнее время я увидел сопротивление в расследованиях именно коррупционных преступлений. Исключение – подозрение Лукаш, – говорит Сергей Горбатюк. – Нашему управлению удалось завершить досудебное расследование, мы готовы были передавать дело в суд. При этом с первых дней работы генеральный прокурор и его заместитель указывали, что подобные дела не должны расследоваться комплексно, как деяния преступной организации, созданной Виктором Януковичем. То есть их планировали передать в разные органы – НАБУ, полицию, ГБР. А такое распыление приводит к уничтожению. Я говорил, что есть процессуальные документы, в которых указано, что и экономические преступления, и преступления о протестных акциях расследуются в рамках именно преступной организации, но мои доводы не слышали".
Прокурор считает, что такие шаги четко свидетельствуют о намерении повлиять на расследование майдановских дел и экономических преступлений, чтобы формально не оглашать на всю страну об их закрытии в отношении конкретных топ-чиновников, а сделать это тихо.
B течение четырех лет Горбатюк и адвокаты семей Героев Небесной Сотни не раз заявляли о давлении и нежелании других правоохранительных органов сотрудничать
Расследовать по новой?
Ныне в ГПУ, кроме прокуроров, которые поддерживают обвинение в суде, работают еще и следователи. Но уже после 20 ноября прокуратура теряет функции следствия, и последние должны будут перейти в Государственное бюро расследований (ГБР), и уже там доводить дела до суда.
По словам адвоката семей Героев Небесной Сотни Виталия Тытыча, планировалось, что в ГБР еще в начале августа создадут специальный отдел, в который смогут перейти прокуроры из нынешнего управления ГПУ. Но до середины октября этого не случилось. Как и не появилась еще техническая возможность – переводить прокуроров в ГБР. Для этого депутаты должны принять соответствующий закон. "Поэтому, не исключено, что после 20 ноября делами Майдана, в том числе расследованием убийств, займутся новые люди. Им придется заново изучать сотни томов материалов, на что уйдут месяцы", – говорит юрист.
Горбатюк вспоминает, что в августе была встреча с президентом Владимиром Зеленским и кандидатом на должность генпрокурора Рябошапкой. Позднее к ним присоединился Андрей Богдан. "Я рассказывал о проблемах в расследовании, результатах. На мой взгляд, у президента было понимание того, что дела должны расследоваться, а препятствия –устранены. Зеленский сказал передать замечания и предложения Рябошапке", – говорит Горбатюк. В последние минуты на встречу пришел Богдан, он спросил, почему дела расследуются однобоко и нет результатов работы по убийствам правоохранителей. Именно об этом во время судебного заседания по расстрелам 20 февраля вспоминает защита обвиняемых беркутовцев, а еще то и дело пишет Андрей Портнов.
Вскоре Горбатюк передал свои предложения об улучшении работы подразделения по майдановским делам генпрокурору. Одним из них было создание отдельного структурного подразделения прокуроров для процессуального руководства майдановских дел. В него должны были перейти следователи прокуратуры, у которых заканчивались полномочия 20 ноября. И поддержка генпрокурора в этом вопросе была.
"Когда я скромно спрашивал, кто будет работать в департаменте, кто руководить, слышал, мол, все ваши будут, и вы будете работать – кто кроме вас, – вспоминает экс-начальник управления специальных расследований. – Но одновременно Рябошапка стал заявлять журналистам: Горбатюк хочет работать в ГБР. Хотя я об этом никогда не говорил".
Перспективный департамент
"Зрада" отменяется полностью", – заявил заместитель руководителя ГПУ Виктор Чумак после ряда интервью прокурора Горбатюка. Он убеждает, что расследование дел Майдана продолжится эффективно. "Будут назначены люди, руководителем станет прокурор из той же рабочей группы, потому что речь не об одном Горбатюке, а о 43 людях, которые работают над расследованием этих преступлений", – говорит он. И признается, что вопрос Горбатюка фактически решен.
Но не все следователи управления будут работать в новом подразделении. Накануне переаттестации четверо уже были уволены – они написали точно такие же заявления, как и Горбатюк. Последний попытался объяснить, что увольняя следователей на этом этапе, не позволяя им передать дела в ГБР, генпрокурор фактически вмешивается в процесс расследования производств. "Все выглядит так, что ГПУ удобно, чтобы в руководстве не было тех, кто все эти пять лет расследовали дела Майдана", – предполагает Горбатюк.
В день аттестации оказалось, еще шестеро не прошли на следующий ее этап. Среди них те, кто занимался эпизодом штурма Майдана и направили в суд обвинительный акт против бывшего главы СБУ, а также расстрелами 20 февраля и деятельностью организованной преступной организации, созданной Виктором Януковичем.
На этой неделе в ГПУ объявили о создании нового департамента прокуроров для расследования майдановских дел. До последнего не было понятно, кто возглавит структуру, известно только, что одну из главных должностей предложили Алексею Донскому, которого, как и Горбатюка, ранее уволил своим приказом Рябошапка. Процессуальным руководителем станет замгенпрокурора Виктор Трепак.
Жена Героя Небесной Сотни Наталья Бойкив говорит, что семьи просят о встрече с президентом Владимиром Зеленским – еще в августе написали соответствующее письмо, но до сих пор не получили на него ответ. "После увольнения начальника управления специальных расследований ГПУ, мы просим еще и о встрече с Рябошапкой, – заявляет Бойкив. Я не буду оценивать работу управления, но хочу сказать, что мы остались у разбитого корыта. Нам важно понимать – кто и кому будет передавать дела. Если будут проводить аудит работы управления, кто этим займется".
Что же касается Сергея Горбатюка, то он обещает обратиться в суд с заявлением признать указ о его увольнении незаконным.