Математика мира. Мустафа Джемилев: "Формула Штайнмайера" унизительная и неприемлемая для Украины"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Лидер крымских татар Мустафа Джемилев о перспективе Крымской автономии, ущербности "формулы Штайнмайера" и странностях обмена террористов на пленных в России

Related video

С 75-летним народным депутатом Мустафой Джемилевым мы встречаемся в дни работы Верховной Рады. Диссидент, переживший 7 судов, 15 лет в заключении и голодавший почти год, неохотно соглашается на интервью. Но его безусловный моральный авторитет как внутри Украины, так и на международной арене, не оставляет выбора: чтобы вести активную борьбу за права крымских татар, политика должны слышать.

Сейчас у всех на слуху ситуация с разведением войск в прифронтовой зоне, а также "формула Штайнмайера", которая якобы вернет Украине мир. Почему в ней не упоминается Крым?

— Потому что она ориентирована на разрешение ситуации на Донбассе. Но во время принятия итогового документа обязательно нужно подчеркнуть, что полным разрешением конфликта между Украиной и Россией будет в том числе восстановление территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах. Можно сослаться на Хельсинкское соглашение 1975 года, резолюцию Генассамблеи ООН от 27 марта 2014 года о территориальной целостности Украины и т. п. Все это можно аккуратно сделать, даже не упоминая слово "Крым".

Но в целом эту "формулу" я считаю ущербной, унизительной и неприемлемой для Украины, противоречащей базовым принципам международного права. Нельзя проводить поспешно какие-либо выборы на территории, которая более пяти лет находится под оккупацией и под влиянием гнусной антиукраинской российской пропаганды, к тому же до полного контроля Украины вдоль всей протяженности границы с Россией, без полного разоружения и нейтрализации поддерживаемых Россией боевиков на оккупированной территории. Эти выборы будут на все 100% проигрышными для Украины. Нельзя говорить об отводе украинских войск на своей же территории, тем более по соглашению с россиянами, которые нарушают любые соглашения. Но на Западе очень многим, в том числе Штайнмайеру, хочется скорее, пусть даже с большим ущербом для суверенитета и целостности Украины, "урегулировать" этот конфликт, а потом снять все санкции против России и наладить с нею торговые отношения. В общем, получается "мир любой ценой", но полностью за счет Украины. Впрочем, очень сомнительно, что мир на Донбассе установится и по этой очень ущербной для Украины "формуле".

Зеленский обещает, что в повестку дня тему переговоров по возвращению Крыма вернет на "нормандском формате". Как думаете, состоится ли эта встреча вообще?

— Позиция Путина сводится к формуле "Крым — это территория России, вопрос закрыт и не обсуждается". То, что аннексию, за исключением нескольких его сателлитов, никто в мире не признает, Путина не волнует. Точнее, он делает вид, что не волнует, но в то же время тратит огромные средства, чтобы хоть одна европейская страна признала законность аннексии. Для того чтобы Путин захотел обсуждать вопрос деоккупации Крыма, необходимо резкое усиление санкций против страны-агрессора. Нынешние санкции для этого недостаточны.

Если встреча произойдет без России, это уже не "нормандский формат", поскольку формат предусматривает участие четырех стран: Германии, Франции, Украины и России. Зеленский, конечно, на предстоящей встрече этой четверки может поднять вопрос освобождения Крыма от оккупации, но Путин кроме повторения заученной формулы насчет того, что "этот вопрос закрыт" может добавить, что цель встреч — обсуждение вопросов, связанных только с Донбассом.

"Формулу Штайнмайера" я считаю ущербной, унизительной и неприемлемой для Украины. Нельзя проводить выборы на территории, которая более пяти лет находится под оккупацией и под влиянием гнусной антиукраинской пропаганды. Эти выборы будут на 100% проигрышными"

Этнобум по-украински

Вы обсуждали с Зеленским вопрос о внесении изменений в Конституцию по части Автономной Республики Крым. В чем глобально суть этих изменений?

— Мы уведомили его о том, что по распоряжению предыдущего президента Порошенко создана рабочая группа во главе с лучшим специалистом в области конституционного права, академиком Буткевичем, а также представителями крымскотатарского народа. Эта группа работала над подготовкой изменений и поправок в 10 главу Конституции Украины относительно Крыма. Группа закончила свою работу, поэтому мы просим нового президента подать эти поправки от своего имени на рассмотрение Верховной Рады. Президент сказал, что ознакомится с поправками, передаст их своим специалистам и, скорее всего, поддержит.

В предлагаемых поправках вместо термина "Крымская Автономная Республика" употребляется термин "Крымская автономия" и говорится, что она является неотъемлемой частью Украины, ее конституция не может противоречить положениям Конституции Украины и создается в порядке реализации законного права коренного народа Крыма на самоопределение. Наиболее существенны для нас в этих поправках пункты, где говорится, что на территории автономии наряду с государственным украинским языком функционирующим и официальным является язык коренного народа, а также гарантируется представительство коренного народа в Верховной Раде автономии в пропорции не менее 33%.

Каковы реальные шансы внести эти изменения? И какие дополнительные правовые механизмы в случае их принятия получит Украина для требования возвращения Крыма на международной арене?

— В международном праве существуют два принципа, которые не совсем коррелируются друг с другом. Это право народов на самоопределение, вплоть до образования своего независимого государства, а также принцип нерушимости установленных после Второй мировой войны государственных границ. Исходя из этого считается, что право народов на самоопределение реализуется бесконфликтно, если на то есть согласие государства, на территории которого живет этот народ. Еще проще решается вопрос о самоопределении, если этот народ свое самоопределение видит в границах того же государства, то есть без какого-либо отделения. Крымские татары всегда и неизменно добивались самоопределения именно в составе Украины. Причем речь идет не о создании национально-территориальной автономии, а ее восстановлении, ликвидированной после преступной сталинской депортации 1944 года, но уже, конечно, не "автономной советской социалистической", а несколько иной. Поэтому отказ в восстановлении автономии коренного народа равнозначен закреплению результатов сталинского преступления.

На пресс-марафоне Зеленский сказал, что восстановление автономии крымских татар вряд ли даст новый аргумент в вопросе деоккупации Крыма, но это станет существенным шагом в восстановлении их законных прав. Это не совсем так. Потому что восстановление национально-территориальной автономии в Крыму очень большое значение будет иметь и в вопросе его освобождения от оккупации. Сейчас ведь споры о законной принадлежности Крыма Украине или России на различных площадках, в том числе ПАСЕ, зачастую ведутся вокруг того, кто и сколько лет владел Крымом, кто и сколько вложил в развитие его экономики и т. п. То есть речь как будто идет об изначально безлюдной и ничейной территории. По такой логике можно перейти также к разговорам о "законной принадлежности" Британии, Франции, Бельгии и еще нескольким странам всей Африки, значительной части Азии и других континентов. Неслучайно госпожа Меркель на подобные доводы Путина о принадлежности Крыма России заметила, что он мыслит средневековыми категориями. Я уверен, что наряду с законным правом на восстановление своей территориальной целостности выдвижение на первый план права одного из коренных народов страны на самоопределение будет дополнительным мощным аргументом Украины.

Когда этот вопрос рассмотрит парламент?

— При нынешней расстановке политических сил в Верховной Раде рассчитывать на принятие какого-либо закона без пропрезидентской фракции "Слуга народа" не приходится. Поэтому о дате вынесения вопроса на рассмотрение сессии будем говорить лишь после ее согласования с президентом.

В Украине все понимают, что есть признанный коренной народ Крыма — крымские татары, который согласно нормам ООН имеет право на самоопределение и закрепление на своей территории. Однако не станет ли это поводом для спекуляций на теме Донбасса, дескать, люди по ту сторону фронта также хотят самоопределения?

— Коренными народами Украины являются только те, которые сформировались на ее территории, и за пределами этой страны не имею своей государственности. Такими народами в Украине являются этнические украинцы и крымские татары. Есть еще караимы и крымчаки, у которых родной язык — диалекты крымскотатарского, но в отличие от крымских татар — мусульман, они исповедуют иудаизм различного толка. Численность у них небольшая — осталось всего несколько сот человек, потому об их автономии говорить не приходится. Но важно, чтобы государство приняло меры по сохранению этих этносов и не допустило их полного исчезновения. Каких-либо законных оснований для иных автономий в Украине я не вижу.

Поддерживаете ли вы связь с татарами, живущими сейчас в Крыму? Какие у них преимущественно настроения по поводу автономии? К примеру, глава так называемой "национально-культурной автономии крымских татар" Эйваз Умеров настаивает на том, что татары отлично чувствуют себя частью РФ.

"Обменивать бандюг на совершенно невиновных людей — это в какой-то мере стимулировать террористические акты на территории Украины"

— Те, кто открыто или в какой-то завуалированной форме говорили о том, что будущее Крыма видят в составе Украины с национально-территориальной автономией или без, давно выдворены с территории Крыма, внесены в российские санкционные списки, выкрадены, убиты или сидят в тюрьмах. Подобное произойдет и с тем же Эйвазом, если он завтра вдруг наберется смелости и выскажет что-то не по вкусу оккупантам. Поэтому придавать значение тому, что они или от их имени сказали на политические темы в Крыму, вряд ли стоит. Но подавляющее большинство крымских татар, говоря о прогнозах ухода россиян из Крыма, обязательно спрашивают и о перспективах внесения изменений в Конституцию Украины относительно статуса полуострова. Поэтому скорейшее решение этого вопроса дало бы коренному народу дополнительный мощный стимул для сопротивления оккупантам.

В последние месяцы о своем самоопределении заговорили и русины, живущие в Закарпатье. Что думаете об этом?

— Как и большинство самих русинов, я их считаю частью украинского этноса. Где-то читал, что на последней переписи в Украине "русинами" назвали себя всего около 10 тыс. человек — это, так сказать, политические русины. Если учесть, что в Закарпатье их несколько сотен тысяч и большинство их считает себя частью украинского этноса, то реальной проблемы нет, разговоры о каком-то "самоопределении" бессмысленны. Известно, что многие организации "политических русинов" как в Украине, так и за рубежом, активизировались после агрессии России против Украины и оккупации Крыма. Они пользуются большой поддержкой со стороны России, а в Чехии, например, широкой поддержкой со стороны оправдывающего захват Крыма президента Милоша Земана, друга Путина. Но этого нельзя утверждать по отношению ко всем сторонникам "политического русинизма". Например, Пол Роберт Магочи, американо-канадский историк русино-мадьярского происхождения, один из самых последовательных приверженцев и двигателей "политического русинизма", автор сотен трудов по истории Украины, а также опубликовавший после оккупации Крыма на украинском, английском и турецком языках книгу "Крым — наша благословенная земля", — большой патриот Украины. Словом, в вопросе русинов не все однозначно.

Бездумное кнопкодавство

В Украине жестко поляризовано общество. Одни яро ненавидят нового президента, другие так же яро его защищают. Ведет ли это, по-вашему, к расколу страны?

— Не думаю, что поляризация достигла такого уровня, что есть реальная опасность масштабного столкновения различных политических взглядов. Большинство людей все же понимают, что в нынешней ситуации от масштабных конфликтов внутри страны и новых "майданов" государство может только проиграть и даже поставить под угрозу самое свое существование. А то, что жарко спорят, так это нормально, намного лучше, чем, скажем, в России, где положено только соглашаться с политикой Путина, или в Северной Корее, где все обязаны боготворить Ким Чен Ына. Важно только в спорах не переходить определенных границ и всегда думать о том, к каким последствиям это может привести страну.

Как вы оцениваете работу нового парламента? Сильно ли изменилась Рада по сравнению с предыдущим созывом и в какую сторону?

— Очень многие законы, постановления и поправки к законам, принятые в последнее время, мне не по душе, считаю их не совсем правильными, за них не голосовал, со временем их нужно отменить или изменить. Знаю, что немало депутатов и из числа монобольшинства, которые придерживаются такого же мнения, но продолжают голосовать по команде спикера "Прошу підтримати!", подчиняясь фракционной дисциплине. Полагаю, что бесконечно так продолжаться не будет.

#FreeUkrainians

Вы никогда не оставались равнодушным к судьбе политзаключенных. Встречались ли с Сенцовым, крымчанином, который вернулся в Украину? Обсуждали ли с ним какие-то стратегически важные вопросы, касающиеся Крыма?

— Через пару дней после освобождения он посетил офис Меджлиса. Дружески побеседовали на разные темы, в том числе о перспективах освобождения и будущем Крыма. Он поблагодарил крымских татар в Крыму, которые все годы его пребывания в заключении регулярно посещали его мать, оказывали ей помощь и т. п. Относительно планов на будущее, насколько я понял, он в основном собирается заниматься любимым делом — кинематографией. Договорились, что для более детального обмена мнениями встретимся позже.

Сейчас все говорят о предстоящем обмене пленными, причем первый обсуждаемый список — крымчане. Не затянется ли обмен из-за неопределенности даты проведения "нормандского формата"?

— Я не сторонник освобождения наших политзаключенных из российских тюрем и лагерей путем их обмена на кровавых преступников и диверсантов, на людей, которые совершили на территории Украины реальные преступления. Ведь у нас нет российских политзаключенных, то есть арестованных за политические или религиозные взгляды. А обменивать бандюг на совершенно невиновных людей — это в какой-то мере стимулировать террористические акты на территории Украины, ведь так мы вселяем уверенность в террористов, что Россия все равно их освободит. К тому же это стимулирует новые аресты наших правозащитников, поскольку Путину всегда будет нужен "обменный материал". Например, при посредничестве Реджепа Эрдогана [президента Турции] двух заместителей председателя Меджлиса крымскотатарского народа, Чийгоза и Умерова, освободили в ноябре 2017 года. И почти сразу после этого в Крыму арестовали еще четверо невиновных людей. Причем при задержании они еще и убили 82-летнюю активистку Национального движения Веджие Кашка. Ради же освобождения Чийгоза и Умерова, как выяснилось позже, Путин выторговал у Эрдогана освобождение из турецких тюрем двух российских террористов: агентов ГРУ Юрия Анисимова и Александра Смирнова, которых обвиняли в убийствах на территории Турции чеченских диссидентов, в частности, редактора сайта "Кавказ-Центр" Вахита Адильгиреева. Но поскольку руководство страны все же считает необходимыми такие обмены, нам остается лишь готовить списки заключенных.