Призрачная угроза
Во вторник появился третий и, как хотелось бы надеятся, окончательный указ Президента о назначении внеочередных выборов в Верховную Раду. К перевыборам 30 сентября в основном все готово – назначен новый ЦИК, обновлено законодательство. А еще политики торопятся обвинить конкурентов в готовности к фальсификациям. Каких из них действительно можно ждать?
Выборы Президента Украины в 2004 г. благодаря жесткому противостоянию между кандидатом от власти Виктором Януковичем и кандидатом от оппозиции Виктором Ющенко, устроили нам настоящий парад-алле фальсификаций. Тогда мы узнали о "транзитном сервере", пропускавшем через себя всю информацию, поступавшую в Центризбирком, и об ордах чиновников, "ненавязчиво советующих" подчиненным — за кого надо голосовать. Увидели толпы гастролеров со стопками открепительных листов в карманах разъезжающих по избирательным участкам и узнали, как крутится "карусель". Стали свидетелями массовых уничтожений бюллетеней в урнах едкими и воспламеняющимися веществами в "неправильных" округах, а также множества других способов манипуляций результатами выборов.
На парламентских выборах 2006-го такого разгула уже не было. Это не значит, что нарушений не было вообще. Но о них, без весомых к тому же доказательств, кричали единицы — те, кто не дотянул до заветного проходного барьера. И тем не менее сегодня в возможность подтасовки избирательных результатов общество верит не меньше чем в 2004-м, ведь, как выразился депутат из "Нашей Украины" Юрий Ключковский: "Фальсификации — это традиционные вещи для общества, находящегося на ранней стадии перехода к демократии". А надо ли ставить под сомнение, что наше общество — именно таково?
Волки! Волки!
Не смог не порассуждать об ужасах грядущих фальсификаций даже спикер Александр Мороз. На встрече с бывшим послом США в Украине Уильямом Миллером он обвинил Президента в том, что "происходит подготовка к фальсификации путем уничтожения судебной системы".
Пропрезидентский политик Юрий Ключковский в разговоре с Фокусом парировал на это кратко: "Сегодня больше всего о фальсификациях говорят те, кто готовится их проводить". По его словам, все предложения коалиции во время работы антикризисной группы — яркое тому доказательство. "Все, что предлагалось противоположной стороной, было направлено на упрощение фальсификаций. Причем эти предложения открывали путь для манипуляций самой центральной властью. И некоторые из этих предложений прошли!" — заявляет Фокусу политик. В частности, "фальсификационно-опасными" он считает изменения в правилах голосования на дому. Теперь закон не требует медицинского документа, подтверждающего неспособность избирателя самостоятельно передвигаться: "Это шаг назад! В 2004 г. мы уже были свидетелями массовых "эпидемий" в округах, где более 40% избирателей голосовали дома".
Запрет голосовать тем, кто временно выехал за границу и не успел вернуться на Украину, также вызывает опасения у г-на Ключковского. У Партии регионов своя версия необходимости такой нормы. По словам заместителя лидера парламентской фракции ПР Михаила Чечетова, она просто не позволит использовать в голосовании паспорта "7 миллионов жителей Западной Украины, уехавших за рубеж на заработки".
В свою очередь, в Комитете избирателей Украины отметают возможность реанимации главной страшилки выборов-2004 – "транзитного сервера". Заместитель главы КИУ Евгений Побережный разъяснил Фокусу: "Транзитный сервер" не изменял результаты выборов. Он дозировал информацию, поступающую в Центризбирком, что позволяло тому вовремя рассчитать: сколько голосов нужно "дописать" подконтрольным окружным комиссиям в пользу Януковича. "В таком сервере есть смысл, только если есть полный контроль над избирательными комиссиями. В 2004-м в Донецкой и Луганской областях именно так у ПР и было. Но сейчас былого беспредела уже нет".
Но даже и в отсутствие этой угрозы многие политсилы видят угрозу честным выборам в другой технологии: они подозревают ПР, БЮТ и НУ в тотальном сговоре, суть которого сводится к разделению между ними победных процентов. О такой вероятности на "Свободе слова" недавно упомянул экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин. У Юрия Ключковского такое допущение ничего, кроме смеха, не вызвало, а Евгений Побережный категорически отверг такую возможность: "Организовать людей на всех 34 тыс. избирательных участках, так чтобы каждый знал, где и сколько процентов для указанной троицы нужно украсть у других партий — технически нереально". По мнению эксперта, "большой тройке" было бы проще просто поднять проходной барьер с 3% до 6-7%, а не утруждать себя громоздкими конспиративными схемами.
В целом, эксперты убеждены, что фальсифицировать результаты выборов на уровне Центризбиркома будет крайне затруднительно из-за нового состава комиссии: 7 человек — от оппозиции и 8 – от коалиции. Причем меньшинство оппозиции компенсируется руководящими должностями: председатель и два его зама. В то время как пост секретаря, который более влиятелен даже, чем заместитель председателя, отдали коалиции. Михаил Чечетов считает, что такой формат комиссии гарантирует отсутствие попыток фальсифицировать результаты выборов, поскольку оба лагеря будут внимательно следить друг за другом.
Правда у такой формы организации есть существенный недостаток: в конечном счете в комиссии все может свестись к банальному противостоянию, когда любая из сторон может заблокировать принятие любого решения — вплоть до утверждения результатов выборов.
Участки риска
Таким образом, убеждены эксперты КИУ, главным плацдармом фальсификаций в этот раз сделаются избирательные участки. Хотя последние изменения в избирательном законодательстве поставили преграды отдельным схемам подлога (в частности — манипуляциям с "открепительными" талонами, которых вовсе не будет), другие все еще остаются. Например, "голосование мертвых душ". Поэтому проблема будущих выборов упирается в списки избирателей. Ссылаясь на "слабость системы подготовки списков", Побережный уже сейчас прогнозирует, что трудности с ними точно возникнут.
В остальном "все зависит от того, насколько партии будут способны организовать контроль за подсчетом голосов", — полагает эксперт. Ведь фальсификации в пользу политсил происходят, как правило, на территориях их наибольшего влияния. У ПР это — юго-восток, у БЮТ — Центральная Украина, у НУ — запад страны. "Если в отдельно взятом регионе комиссии окажутся подконтрольны одной из политических сил, то говорить о возможных фальсификациях в пользу этой партии будут все основания. Но если другие партии хорошо поработают и смогут проконтролировать комиссии на участках — фальсификации удастся остановить", — отмечает г-н Побережный. При этом речь не идет о формальной расстановке людей. Важно, чтобы эти люди реально были сторонниками той партии, которая их рекрутировала. На прошлых президентских выборах неединичными были случаи, когда агитаторы, наблюдатели и члены комиссий в западных и центральных областях считались представителями Виктора Януковича, хотя реально поддерживали Виктора Ющенко. На востоке соответственно, происходили обратные вещи. В общем — взаимный контроль — главное, что не позволит партиям "наворовать" друг у друга заветных процентов.
Тем не менее ситуация с махинациями на предстоящих выборах может оказаться значительно хуже чем в 2006-м году. Виновником тому, вероятней всего, станет пресловутый админресурс регионального масштаба. Год назад он не злобствовал, поскольку был "занят": озабочен более всего исходом местных выборов. Теперь же — вовсю сконцентрируется на всеукраинской кампании.
Реализуется ли эта угроза, как и все вышеперечисленные, — увидим уже в августе. — Официально избирательная гонка начнется именно тогда.
Три "классических" способа подтасовать результаты выборов