Искра Третьей мировой. Почему блок НАТО не должен стоять в стороне от конфликта Украины и России

флаг нато, войска нато, нато и украина
Фото: Getty Images | Солдат польской армии во время военных учений НАТО Noble Jump сил VJTF, 2015 год. VJTF, Совместная оперативная группа высокой готовности, является ответом НАТО на аннексию Россией Крыма и конфликт на востоке Украины.

Какими видят последствия эскалации военного конфликта между Украиной и Россией эксперты Atlantic Council.

Что будет дальше? Когда новоизбранный президент США вначале публично признает президента Российской Федерации убийцей, а после ведет с ним телефонные переговоры и говорит о планах проведения американо-российского саммита на фоне эскалации военного конфликта между РФ и Украиной, мировое экспертное сообщество выдает СМИ десятки прогнозов возможного развития событий, разной степени реалистичности. Свой, вполне убедительный, сценарий предложили участники недавней конференции, организованной Атлантическим Советом – аналитического центра при Организации Североатлантического договора.    

Тестирование Запада

Эвелин Фаркас, эксперт по вопросам безопасности, в прошлом сотрудник Министерства обороны США, специализировалась на вопросах, связанных с Россией, Украиной и другими странами Евразии

— Владимиром Путиным сейчас движут одновременно несколько мотивов. Во-первых, он как бы тестирует твердость политической линии нового американского президента Джо Байдена и Североатлантического Альянса. Во-вторых, ему нужно отвлечь собственное население от усугубляющихся экономических проблем и неспособности правительства Российской Федерации справиться с последствиями COVID-19. Впрочем, вероятнее всего именно первый мотив сейчас является основным.  

Если мы лишим российские банки возможности пользоваться международной системой SWIFT-платежей, многие представители банковской сферы сочтут этот шаг чересчур радикальным, однако радикальность в данном случае оправдана спасением множества жизней

Конечно, мы не знаем, что на самом деле творится в голове российского президента. Возможно, он и сам не знает, что будет делать дальше. Похоже, он намерен предпринять какие-то военные действия, вопрос в том, насколько масштабными и агрессивными они окажутся. У нас уже есть пример аннексии Крыма и нельзя сбрасывать со счетов возможность повторения этого опыта в других регионах Украины.  

В такой ситуации Запад должен продемонстрировать решимость. Недостаточно просто реагировать на агрессию, нужно нанести упреждающий удар в экономической плоскости. Если, к примеру, мы лишим российские банки возможности пользоваться международной системой SWIFT-платежей, многие представители банковской сферы сочтут этот шаг чересчур радикальным, однако радикальность в данном случае оправдана спасением множества жизней.   

Наверняка Байден понимает, как важно сейчас проявить твердость в отношении России. В 2014 году произошла вопиющая вещь, к которой никто не был готов. Впервые после Второй Мировой войны территориальная целостность европейского государства была нарушена посредством военной агрессии другой страны. Это очень плохой прецедент. 

Президент США не может не понимать, что другие игроки, присутствующие на международной арене, наблюдают за происходящим, и в дальнейшем будут формировать собственную внешнюю политику с учетом исхода этой кампании. Таким образом, военный конфликт между Украиной и Россией скажется на ситуации не только в этом регионе, но и в мире в целом. Тот же Китай, наверняка, сделает определенные выводы, если позволить Путину безнаказанно отбирать чужие территории. США и другие члены мирового сообщества должны встать на защиту Украины против России, в противном случае последствия могут быть весьма опасными, причем не только в Восточной Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Зона риска – канал

Андрей Завгороднюк, экс-министр обороны Украины

— Путин может начать новую военную операцию против Украины, но успехом она точно не увенчается. Состояние украинских войск сейчас гораздо лучше, чем было в 2014 году, так что агрессору не удастся повторить опыт прошлых побед. На сей раз сопротивление украинской стороны будет гораздо более ощутимым и агрессор потеряет много людей. Человеческие потери будут настолько велики, что их просто невозможно будет скрыть от собственного населения. И такая военная кампания точно не будет полезна для рейтингов российской власти. 

В 2021 году у Российской Федерации нет никаких шансов на быструю победоносную войну на украинской территории. Эта кампания точно будет долгой и изнурительной, для РФ без шансов на благоприятный для нее исход. Уровень мотивации украинского населения сейчас очень высок. В общем, открытая интервенция на нашу территорию сейчас была бы крайне неразумным решением. Однако мы рассматриваем еще несколько сценариев возможного проявления агрессии со стороны России. 

На самом деле зона риска для нас – Северо-Крымский канал, там российские войска действительно могут причинить нам ощутимый вред. Многие военные эксперты, концентрируют свое внимание на возможностях продвижения сухопутных войск, забывая об уязвимости морских путей – это большая ошибка. Мы подтягиваем корабли, чтобы защитить свои позиции с моря. Впрочем, даже если россияне зайдут с моря, легкой военная кампания против нас для них однозначно не будет. Они, конечно, нанесут нам существенный экономический вред, но и сами пострадают от ужесточения санкций. 

Зона риска для нас – Северо-Крымский канал, там российские войска действительно могут причинить нам ощутимый вред

Я знаком с версиями аналитиков, считающих, что военная угроза со стороны России сейчас выглядит еще серьезнее, чем в 2014 году, потому что не только мы, но и они все эти годы приводили в порядок армию и увеличивали собственную военную мощь. Но тут есть одно важное различие. В России в отличие от Украины так и не была создана система общественного контроля над тем, что происходит в структурах вооруженных сил. Там армия все еще существует как бы сама по себе и ни правительство, ни президент толком не знают, что с ней на самом деле происходит. Возможно, российские чиновники высшего эшелона и получают регулярные отчеты, свидетельствующие об усилении армии, но вряд ли их содержание соответствует действительности.

Не только танки

Дэниел Фрид, американский дипломат, координировал санкционную политику Госдепартамента США с 2013 по 2017 годы

— Помните, летом один из советников Дональда Трампа по вопросам безопасности говорил, что экономические санкции, применяемые США в отношении Российской Федерации уже сейчас на максимуме и усиливать их некуда? Так вот, это ерунда. Чтобы сделать такое заявление, нужно либо совершенно не разбираться в вопросе, либо откровенно солгать. В действительности возможностей для усиления экономических санкций на сегодняшний день более чем достаточно. Можно, например, ужесточить ограничения, касающиеся деятельности российских государственных банков, а также ограничить возможности инвестирования в энергетическую отрасль Российской Федерации. 

Вспомните, с чего начинались мировые войны. Защита территориальной целостности Украины не просто относится к интересам США, тут речь может идти об избегании нового глобального кризиса

Кстати, не лишним будет учесть, что дальнейшая эскалация открытого военного конфликта с Украиной для Путина – далеко не единственная возможность проведения своей агрессивной политики. Не обязательно приводить на украинские земли российские танки, можно, например, официально признать легитимность властей ДНР и ЛНР, можно ввести в Донецкую область свой так называемый "миротворческий контингент". Следует заранее подготовить пакет дополнительных санкций, на случай если это произойдет, и согласовать их с другими членами Альянса, чтобы реакция Запада на действия России была единодушной.  

Тот же Китай, наверняка, сделает определенные выводы, если позволить Путину безнаказанно отбирать чужие территории

Информационная деятельность в этом направлении тоже имеет большое значение. Путин должен понимать, что у нас все еще есть возможности для ужесточения экономических санкций и у его решений будут последствия. Американские политики, утверждающие, что США не должны вмешиваться в этот конфликт, поскольку Украина не является членом НАТО и якобы не относится к нашим прямым интересам, демонстрируют не просто недальновидность, а прискорбную глухоту к урокам истории, причем относительно недавней.

Вспомните, с чего начинались мировые войны в ХХ веке. Защита территориальной целостности Украины не просто относится к прямым интересам США, тут речь может идти об избегании нового глобального кризиса.