В деле отравления Ющенко есть и российский, и американский след, - бывший генпрокурор в интервью Фокусу

Бывший генпрокурор Святослав Пискун рассказал Фокусу о том, как сорвать президентские выборы, завалить расследование любого дела, за что Тимошенко пересажает половину Нацбанка и о разделении \"полномочий\" между Януковичем и Ахметовым

Накануне решительного боя за власть над страной люди, подобные рядовому депутату Пискуну, вдруг резко прибавляют в политическом весе. Ведь любой, кто плотно поработал в Генпрокуратуре (тем более – ее возглавлял), – пожизненный носитель самых нелицеприятных тайн государства. Перед выборами это принято называть компроматом. А правильно примененный компромат, как известно, обеспечивает победу лучше любого пиара.

Усмехаясь в усы, Святослав Пискун, конечно, не выдает никаких секретов, но, чувствуется, именно они помогают ему чуять свежайшие политические тенденции. Он знает, кому из кандидатов при необходимости помогут прокуратура, суды и милиция. А также предсказывает политические последствия дела Гонгадзе и ареста проходящего по нему генерала Пукача. Сам г-н Пискун успел им в свое время позаниматься дважды – перед увольнением в 2003 и в 2005 годах, даже называл поиск убийц журналиста "делом своей чести". Все обвинения в затягивании расследования отвергает: "Это дело Колесникова я затягивал, потому что не верил в его виновность (речь об аресте регионала Бориса Колесникова в 2005 г. по обвинению в вымогательстве. – Фокус)". Задним числом он так же уверенно говорит: "Виктор Ющенко выглядел бы в очень выгодном свете, если бы не тронул (не уволил. – Фокус) Пискуна, дал ему закончить дело Гонгадзе. Мы бы с ним публично разделили эту победу. Вообще, очень многие вещи пошли бы по-другому в стране".

– Как вы думаете, насколько президенту Ющенко нужно это дело сегодня?

– Все знают, что нужно Ющенко сегодня. Две вещи – остаться на второй срок и сделать так, чтобы не было выборов президента.

– Все-таки, по кому из политиков накануне выборов могут ударить показания Пукача?

– Показания могут быть даны на кого угодно. Пукач в таком положении, что ему нужно затянуть расследование дела. Ему грозит пожизненное заключение, в одиночке. Конечно, он торгуется (а все торгуются, годы в тюрьме – страшная вещь!). Но я не допускаю сговора между ним и следствием, как иногда предполагается. Не думаю, что внаглую пойдут и будут учить Пукача, что нужно ему говорить. Конечно, если следствие действительно давно знало, где Пукач, как заявил Голомша (замгенпрокурора. – Фокус), и только сейчас, под выборы, взяло его, это смахивает на политический заказ. Я надеюсь, однако, что Голомша пошутил, – может, он просто рассчитывает на награду от президента. Но даже если кого-то из политиков хотят привязать к этому делу, то никакого суда все равно не будет до выборов.

– Почему вы так думаете?

– Потому что времени уже нет. Дело составляет несколько десятков томов. Чтобы ознакомиться с ним, нужно как минимум полгода!

– Пукач рискует чем-то?

– Конечно. Он рискует быть убитым.

– Что же его плохо охраняют?

– Я думаю, хорошо. Но у нас в тюрьмах может произойти все что угодно. Дело милиционеров-"оборотней" помните? Мы арестовали 10 человек, и вдруг эти оборотни в тюрьме один за другим начали умирать. Я был в шоке!

– Вы сейчас уже допущены в Генпрокуратуру? Сразу после назначения Медведько вас туда, как известно, не пускали.

– Сейчас без проблем. Хожу, пью чай с Медведько. Он же у меня заместителем работал. Мы не враги абсолютно.

– После выборов у него есть перспективы остаться на этой должности?

– Ему тяжело: каждый кандидат в президенты пытается перетянуть Генпрокуратуру на свою сторону.

– Как эти кандидаты в президенты к нему сейчас относятся?

– Думаю, хорошо. Его никто не критикует.

– Чей человек сегодня Медведько?

– Медведько – человек закона, по должности (улыбается). Но его рекомендовал президент. Поэтому я полагаю, что он человек Ющенко.

– В 2007 году вы говорили, что в 2009–2010 годах вернетесь на пост генпрокурора. Как вы себе это представляете, если Тимошенко станет президентом?

– А это не зависит от того, кто станет президентом. Зачем спрашивать у президента Тимошенко, как она ко мне относится, когда есть закон?

– Вы планируете автоматически восстановиться в должности?

– Конечно! Есть решение суда о том, что я незаконно уволен – без согласия Верховной Рады. Есть процедура по восстановлению. Она будет соблюдена. Но вдруг Медведько захочет идти на "второй срок"? Пусть идет. Меня это тоже устраивает.

– Дело об отравлении Ющенко до выборов всплывет?

– Нет! Недавно я слышал интервью президента, где он сказал, что оно близится к завершению. Я пообщался с ребятами, моими воспитанниками, в ГПУ: "Правда, скоро?" Они смеются. Там допрошено, по-моему, пять тысяч человек. Еще допросят пять тысяч. Например, по следующему основанию. "Вы смотрите ток-шоу Савика Шустера?" – "Да". – "О, да ведь на нем часто выступает такой-то политик, который у нас подозревается. Организуем за вами слежку". Все! В прокуратуре пошло целое направление. А человек живет и не знает, что по нему уже работает СБУ, прокуратура, милиция, что его телефон прослушивается только потому, что он часто смотрит телешоу. Поняли, как это делается? Я думаю, сейчас это дело вне контроля, и там может всплыть что угодно.

– Ну и схема!

– Сам так делал! (Смеется). По другим делам.

– Но акцент в деле об отравлении все-таки на "российском следе"?

– Есть как российский след, так и американский – диоксин мог быть произведен в обеих странах.

– В одной из недавних поездок Виктора Януковича его сопровождал экс-глава МВД Василий Цушко. Это первое его появление на публике после того, как два года назад он защищал вас от очередного увольнения и на него завели уголовные дела за захват ГПУ. Теперь он снова в политике?

– Я почти не знаю Цушко лично. Но за его действия в ГПУ весной 2007-го я его глубоко уважаю. Он остановил кровопролитие. Поэтому я буду благодарен Януковичу, если порядочный человек Цушко вернется в политику.

– Нацбанк оказался втянутым в политику между Тимошенко и Ющенко. Кто из них больше влияет на него?

– Я точно знаю, что Ющенко больше влияет, чем Тимошенко. Но она хочет укрепить гривну и опустить доллар. Если для этого надо будет пересажать половину Нацбанка, она это сделает.

– И Ющенко не помешает?

– Чем ближе к выборам, тем меньше будет что-то зависеть от Виктора Андреевича. Есть же политическая конъюнктура. Я знаю, что если Тимошенко понадобится что-нибудь предпринять при помощи Генпрокуратуры, она будет это делать при помощи Генпрокуратуры. Понадобится помощь судов и милиции – будет и она.

– У Ющенко есть юридические возможности продлить свои полномочия?

– Да. Ввести чрезвычайное положение в отдельно взятом регионе, если там произойдет ЧП, и тем самым отменить выборы. Например, в Крыму взорвать гранату. В ответ российские солдаты начнут стрелять. И как только прольется кровь, указом президента вводится чрезвычайное положение. Верховная Рада даст согласие.

– Он сможет на это пойти?

– Не он, но через него – кто угодно из заинтересованных негодяев.

– После выборов Янукович и Тимошенко, кто бы из них ни победил, сработаются?

– Ну Ющенко же и Тимошенко работают. А Янукович и Тимошенко будут работать лучше. Потому что у Януковича, если он станет президентом, уже не будет премьерских амбиций, а у Тимошенко, если она станет премьером, не будет президентских амбиций. Каждый займет свою нишу. Она хотела стать канцлером, она им и станет! (Улыбается.)

– То, что Тимошенко сблизилась с Ринатом Ахметовым, не вредит Януковичу?

– Я знаю точно, что между Ринатом Ахметовым и Виктором Януковичем есть негласная договоренность: политика – это Виктор Федорович, а экономика, бизнес – это Ринат Леонидович. Ахметов хочет капитализировать Украину, сделать ее богатой. Если они с Тимошенко и сблизились, то их сблизил один экономический вопрос: как страну поднять. Все! На таких критериях Ахметов может общаться с кем угодно. Конечно, как человек донецкой команды он всей душой хочет, чтобы президентом стал Виктор Федорович. Но если народ Украины сделает другой выбор, то никакой трагедии для Ахметова не будет – 100%!

– Какую роль Партия регионов отводит кандидату в президенты Яценюку? Одно время говорили, что он выйдет во второй тур.

– Он выйдет только в третий тур! (Смеется.) Я скажу точно, что весь электорат Яценюка в случае выхода во второй тур Тимошенко будет голосовать за нее. У них одно поле, бело-голубого электората нет.

– То есть как потенциального премьер-министра у вас никогда не рассматривали Яценюка?

– Я бы больше рассматривал в качестве премьер-министра Ющенко. У него во фракции есть хотя бы 80 человек.

– Досрочные парламентские выборы после президентских будут?

– Не будет до 2012 года. Гарантирую! Нет смысла! Никто не уверен, что приведет в парламент большинство.

– Что за политтехнологи придумали Януковичу его нынешний слоган: "Услышит каждого"?

– Я не знаю политтехнологов. Я только знаю, что Виктор Федорович очень человечный человек – доверяет близким людям, не допускает мысли, что его может кто-то обмануть или подставить. Несмотря на то, что Янукович большой, сильный и красивый мужчина с железным характером, он бывает наивен как ребенок. И отдельные подхалимы этим удачно пользуются. Это ему очень иногда вредит. Это я хитрый старожил, старый следователь (Пауза. Улыбается.) Следователь, если не расколет преступника, не раскроет преступление.

Наталья Бублий, Фокус