Фокус: Три фронта Петра Порошенко
Новый министр иностранных дел Украины Петр Порошенко пообещал лично заняться решением как минимум трех главных задач внешнеполитического ведомства. Фокус выяснил, что ему может помешать
Назначение Петра Порошенко в МИД многие эксперты назвали реваншем. Причем сразу за две давние обиды: когда-то они с Юлией Тимошенко были врагами – теперь же за его назначение отдал голоса и БЮТ; когда-то президент отдалил от себя кума Петра – сегодня предложил его кандидатуру парламенту. Кроме того, Порошенко сразу предстал в новом качестве компромиссной фигурой – хотя голоса "за" дала ему только коалиция, Партия регионов и коммунисты этому не мешали.
Пока эксперты сошлись в одном: любой глава МИДа лучше, чем никакого, все равно во внешней политике такой новичок мало на что повлияет. "Возможности главы этого ведомства ограничены: руководит внешней политикой президент, а ее основы определяет парламент", – говорит директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый. Однако некоторые проблемы Порошенко придется все же решать лично.
Размораживание отношений с Россией
После того, как в минувшую пятницу российский президент Дмитрий Медведев не пожелал провести специальную встречу с Виктором Ющенко, сославшись на домашние дела, даже оптимистам стало ясно, что Россия предпочла бы говорить в Украине с кем-то другим.
Порошенко в этом смысле не самая раздражающая кандидатура, в России он даже ведет собственный бизнес – владеет кондитерскими фабриками. По нынешним временам это почти дипломатия.
"Отношения с Россией должны стать более прагматичными и равноправными, менее эмоциональными, – высказывает Петр Порошенко свое мнение об общении с северным соседом. Он уже назвал РФ самым важным стратегическим партнером.
Наверняка приятно было россиянам также услышать его заявление о ПРО – уже в день своего назначения Порошенко отметил, что никаких противоракетных комплексов на территории Украины не будет. И это после того, как заместитель министра обороны США Александр Вершбоу назвал Украину в числе возможных площадок для размещения противоракетных радаров.
Скептики, правда, говорят, что один Порошенко украинско-российские отношения не улучшит. "Сейчас ни один министр не в силах кардинально изменить отношения с северным соседом", – говорит политолог Андрей Ермолаев. С другой стороны, добавляют оптимисты, точно не ухудшит.
Замедленная реакция дипломатов
Не только отечественные, но и зарубежные эксперты часто признают, что украинский МИД проигрывает соседним державам информационные кампании, и вообще – не умеет себя подать, а заодно, значит, и защитить интересы украинцев. Примеров – сколько угодно: от перепалок с Россией до нашумевшего летнего решения Чехии требовать с въезжающих украинцев справку об отсутствии венерических заболеваний.
"Иногда мы чувствуем, что против нашего государства развязана информационная война, и мы проигрываем ее", – признал проблему Порошенко.
Он, конечно, говорит, что знает, как ее решить – МИД, по его замыслу, должен стать более коммуникабельным.
Вопрос, однако, в том, успеет ли ведомство разговориться и разом выиграть все проигранные информационные бои до выборов президента. Ведь ровно столько, вероятно, продержится Порошенко на своей нынешней должности: за новым президентом придет и новый Кабмин со своим главой внешнеполитического ведомства.
Нищета посольств
"Для встречи делегации я каждый раз вынужден думать, где взять деньги на полбака бензина, чтобы поехать в аэропорт", – жаловался прессе посол Украины в Китае Юрий Костенко.
На крайнюю бедность указывают сейчас почти во всех украинских представительствах за рубежом. Экс-регионал Тарас Чорновил предположил даже, что часть посольств Украине вскоре вообще придется закрыть.
"Действительно, дипломатический корпус нужно спасать. Ситуация чрезвычайно сложная: ограничены телефонные звонки, не финансируются расходы на бензин, продаются машины", – согласился Петр Порошенко. Он уже посчитал, что более-менее приличное существование посольств обойдется в 15 млн. грн. и пообещал провести их через бюджет.