Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Медицина катастрофы. Почему медицинские вузы похожи на полицейскую академию

Медицина катастрофы. Почему медицинские вузы похожи на полицейскую академию

Евгений Гончар рассказал Фокусу о том, каково это — учиться в медицинском университете, и почему врачей, которым доверяли бы сами медики и пациенты, так мало

1.0k10

В 2017 году Евгений Гончар вошёл в общественный совет при Министерстве здравоохранения, состав которого впервые выбирали открыто с помощью онлайн-голосования. Он стал одним из девяти медиков в совете, объединившем тридцать человек. В прошлом году он получил сертификат семейного врача, а сейчас учится в аспирантуре Института физиологии им. Богомольца и занимается клиническими исследованиями.

Два года интернатуры и работа семейный врачом больше напоминала работу официанта. То кто-то 50 гривен даст, то какая-то бабушка кулёчек орешков принесёт. Через месяц после получения сертификата семейного врача я уволился. Меня не устраивал общественный договор, по условиям которого ты должен быть или нищим, или рэкетиром.

Девять человек из тридцати в общественном совете при Минздраве — врачи. Хорошо, что не два. Проблема в том, что большинство медиков не имеет активной гражданской позиции. Убивать её начинают на первом курсе медуниверситета, а добивают на последних, когда решается вопрос места работы и специальности. Будешь играть по правилам администрации — всё сложится, нет — поедешь фтизиатром в центральную районную больницу.

Не рыпайся, повинуйся, кланяйся — и всё будет хорошо. Такое правило быстро усваивают студенты медицинских вузов. Я, например, отчётливо помню первое занятие. Это была анатомия. Тема — кости. Преподаватель сразу спросил: "Почему пришли с невыученной темой?" Преподаватели пытаются донести до студентов, что объём знаний необъятный и неподъёмный. Садись, два. Если тебя так гнобят постоянно, то веру в свои силы теряешь быстро. Потом появляется мысль: "Ну ладно, я дурак, но тут же все такие. Может, как-то перекантуюсь 6 лет, получу диплом?" С этого момента начинаешь играть по правилам системы, чтобы не иметь проблем. А её правила простые: не высовывайся, не проявляй никакой активности, помогай деканату. Медвуз больше похож на полицейскую академию — учреждение строгого режима.

"Не рыпайся, повинуйся, кланяйся и всё будет хорошо. Такое правило быстро усваивают студенты медицинских вузов"

Ну и коррупция. Это неправда, что в университете все вымогают деньги. Но это есть. И даже если вы не платили, то знаете, что платил ваш знакомый. Это такая атмосфера, окружающая будущих врачей. У студентов-медиков терпимость к взяткам очень высокая. Ты приезжаешь в большой город из своего небольшого городка и понимаешь, что взрослая жизнь связана со словом "порешать". И те врачи, которых выпускают украинские медицинские вузы, идеально подходят существующей системе здравоохранения. Всё работает без сбоев. А если кто-то хоть один раз попробует что-то изменить, то сразу получит угрозы об отчислении или увольнении. Сиди не дергайся. Откуда в такой среде возьмутся врачи с активной общественной позицией?

В Украине 186 тыс. медиков, множество профсоюзов, ассоциаций и других, по сути, мёртвых организаций. В лучшем случае они покупают конфеты для детей сотрудников или организовывают путёвки. Объединения, которые должны заниматься адвокацией интересов врачей, улучшением качества медицинского обслуживания и развитием науки, фактически делают только одно: устраивают конференции рекламного характера за средства фармфирм. Пугает то, что сейчас они хотят забрать функцию вузов и МОЗа по лицензированию медицинской практики. Говорят, что так за рубежом работают, где, например, Ассоциация семейных врачей выдаёт разрешения на практику семейным врачам. Согласен ли я, чтобы эту функцию отобрали у вуза и МОЗа и передали им? Зная, что такое ассоциации, я категорически против. 

Если пациенту вдруг потребуется ургентная помощь, то с большой вероятностью его будет оперировать человек, учившийся на контракте. И здесь обнаруживается занятная деталь. Возьмём, студентов-бюджетников. Это, как правило, ребята с проходным баллом выше 160 по сертификату ВНО. Балл тех, кто идёт на платное обучение, обычно значительно ниже, иногда даже 102. На 6-м курсе при распределении по профилю врач бюджетной формы обучения может выбирать из ограниченного списка специальностей. Как правило, это семейный врач, врач скорой помощи. Назовём их не очень денежными, с низкими "гонорарами".

А есть небольшое количество узких и денежных специальностей — хирургия, акушерство-гинекология и т. д. Но они бюджетникам чаще всего не достаются. Их получают контрактники, которые свободны в своём трудоустройстве. В итоге они получают не только специальности с большими "гонорарами", но и те, которые требуют большей ответственности. А после интернатуры такой выпускник покупает место хирурга. Даже в самой захудалой киевской больнице оно стоит от тысячи долларов. Что мы имеем? Человек, не очень хорошо учившийся в школе, поступивший в медвуз, и не факт, что хорошо учившийся в университете, покупает специальность и место с большими рисками.

За весь период обучения в медвузах отсеивается не больше 10% студентов. Все они обычно легко могут восстановиться. Идея установить проходной барьер в 150 баллов по ВНО для абитуриентов могла бы хоть частично стать ситом, которого сейчас нет. Конкуренция среди поступающих невысокая. Стать врачом — достижимая цель. Много мест на контрактную форму обучения, увеличен госзаказ. И вот представьте, корабль тонет, а они вместо того, чтобы дырку заделать, пытаются на него посадить больше людей. 

Врачей в Украине чуть больше, чем в среднем в Европе, но они неравномерно распределены по специальностям и регионам. Говорят, у нас травматологов в три раза больше, чем в Израиле. Боюсь подумать, во сколько раз больше гинекологов. В Киеве врачи есть, потому что здесь есть деньги. А если отъехать пусть недалеко, скажем, в Ржищев, то уже проблемы, ведь доходы там меньше. И конечно, в Ржищеве вам скажут: "У нас всё плохо, врачей не хватает". Но только представьте, даже если вдруг медуниверситеты в течение 6 лет не будут выпускать врачей, их количество в Украине останется среднеевропейским.

Тест "КРОК" в конце третьего, шестого курса и после интернатуры может отсеять только клинических идиотов. Его проводят честно. Мне не известны случаи, когда его кто-то покупал. Возможно, кто-то списывал. Он честный, но не объективный. Задания разрабатывают сами преподаватели университетов. И они могли бы быть сложнее. Как думаете, трудно ответить на вопрос, что делать, если в человека попала молния, когда перед глазами варианты ответов: прочитать молебен, закопать в землю, провести сердечно-лёгочную реанимацию? Ответы очевидны. Но делать тесты сложнее невыгодно. Ведь тогда их перестанут сдавать. Качество вопросов и их сложность идеально соответствуют знаниям студентов, чтобы, не дай бог, не показать, что вуз готовит плохих специалистов.

В этом году в тесты для интернов "Крок 3" добавили американский субтест USMLE. Проходной балл в нём набрали всего 3% студентов.  И это реальная цена нашему медицинскому образованию. Вокруг этих тестов сразу появилось много мифов. Мол, в США другие протоколы. Но это чушь. Нет отечественного пациента и американского. Вопросы были отобраны так, чтобы убрать любые национальные особенности. Оставили только то, что есть истиной и в США, и в Украине, и в Нигерии. Более того, большинство вопросов касались состояний, требующих неотложной помощи, и никак не затрагивали лечение, например, редких заболеваний. Просто ответы там разработаны так, что все они на первый взгляд кажутся правильными, но самый правильный только один.

"Круговая порука медицинского образования — это когда студенты делают вид, что учатся, преподаватели, делают вид, что учат, а администрация ВУЗа, делает вид, что не ворует"

Я не знаю, откуда взялись эти уникальные 3%. Это больше похоже на статистическую ошибку. В среднем наши интерны тест сдали на 37%, в то время как американские студенты сдают на 72%. То, что провели американский тест, это очень хорошо, поскольку он показал проблему. Раньше говоришь: "У нас плохое медицинское образование". А тебе: "Докажи". Университеты же каждый год отчитывались перед МОЗом: тысячу методичек издали, тысячу статей в отечественных "мурзилках" опубликовали, тысячу студентов подготовили, средний балл по тестам 80. Браво, всё прекрасно.

Медицинский вуз сейчас — это просто здание. В нём первые три курса как-то пытаются обучать фундаментальным вещам, а дальше вузы должны договариваться с больницами, чтобы те принимали студентов на практику, поскольку университетских клиник,  как на западе, у них почти нет. Больницы же в этом не очень заинтересованы. В итоге система самоуничтожается и деградирует. Нельзя быть гением, если ты учишься в такой среде. Конечно, есть бриллианты, но мы же говорим не про единичные случаи.

Изучение фундаментальных наук — важный компонент подготовки будущего врача. Его работа требует понимания фундаментальных процессов, а не только алгоритмов из протоколов. Физика, биохимия, физиология, генетика — всему этому можно качественно учить, но надо находить и удерживать мотивированных и образованных преподавателей, финансировать научную работу. Кто такой преподаватель на фундаментальной кафедре? Человек окончил вуз, пришёл на кафедру, взял в руки учебник с методичкой, и с тех пор год за годом ретранслирует их. Он не проводит научных исследований, не работает в лаборатории.  Преподаватели в вакууме. Берёшь целые кафедры, а там ни у кого нет ни одной публикации в зарубежных журналах. В лучшем случае кто-то когда-то съездил за границу и его фамилию упомянули в материалах конференции. Это уже круто. И они всю жизнь преподают студентам. Радует, что всё больше студентов учатся по англоязычным учебникам, которые качественнее украинских.

После первых трёх курсов и изучения теории студенты начинают взаимодействовать с врачами и пациентами. И вот тут у нас грандиозный провал. Тебя учат преподаватели — практикующие медики, но в большинстве случаев студенты для них обуза. Представьте, вы работаете в больнице, у вас есть пациенты, а к вам периодически приходит табун студентов, которых нужно развлекать, в смысле обучать. При этом вас никто не контролирует. Если вы ответственный человек, то будете учить, если нет, то бросите их на произвол судьбы. И чаще всего происходит именно последнее. Поэтому студенту нужно быть очень настойчивым, чтобы в такой ситуации получить опыт.

Уже на 4-м курсе большая часть студентов полностью демотивированы, ведь кругом разруха и отсутствие перспектив.  Как вариант, учить немецкий, польский или другой язык и сразу после 6-го курса или интернатуры уезжать за границу. Зарубежье принимает на работу наших врачей. Само собой, что уезжают в основном ребята, которые хорошо учились и которые уважают себя и свой труд.

Евгений Гончар: "В Украине 186 тыс. медиков, множество профсоюзов, ассоциаций и других, по сути, мёртвых организаций. В лучшем случае они покупают конфеты для детей сотрудников или организовывают путевки"

Медуниверситеты, как консервы. Коллектив выбирает ректора. Выбирает того, кто сможет гарантировать, что всё останется, как раньше. Быть ректором — это лучше, чем быть министром. Министры меняются, а в кресле ректора можно сидеть и 10, и 15 лет. Даже если ты классный человек, всё равно рано или поздно превращаешься в монарха, который варится в собственном соку.

Был бы рад, если бы всех ректоров медицинских вузов уволили и назначили конкурсы без участия коллективов. Появилась бы хотя бы какая-то надежда на перемены. Но на это никто не пойдет. Да и такого ректора, скорее всего, быстро "съедят".

Круговая порука медицинского образования — это когда студенты делают вид, что учатся, преподаватели, делают вид, что учат, а администрация ВУЗа, делает вид, что не ворует. Сплошная имитация.

Пока что единственный выход — жёстко отсеивать студентов. В одних странах это делают с помощью высокого проходного балла при поступлении, в других берут всех, но потом отбирают лучших на этапе тестов. Можно, например, чтобы при приёме на бюджет государство устанавливало свои правила игры. Скажем, берем только тех, у кого балл по ВНО не меньше 190.  А на контрактную форму обучения принимаем всех. Университетам же тоже нужно зарабатывать. Но потом будет американский тест USMLE, которым отсеются все, кто не справляется. Часто говорят: "Допустим, университеты начнут готовить студентов, как в США. Но зарабатывать будущие медики будут как украинцы – 3200 грн". Ну вы же не хотите, чтобы полицейский бил вас по голове, только потому что у него зарплата ниже, чем у шерифа в США. Почему врачу можно? К тому же, может, самоуважение не позволит им так зарабатывать, и тогда наконец-то появится заинтересованность, а с ней и активность что-то менять в системе здравоохранения.

1.0k
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.