На автопилоте. Когда люди смогут пересесть на робомобили без водителя
Мировая индустрия вплотную приблизилась к серийному выпуску беспилотных автомобилей. С учетом миллиардных инвестиций машины без водителя станут реальностью еще до конца этого десятилетия. Но привыкать к ним будут гораздо дольше
Этой весной подразделение Google Х компании Alphabet — так с прошлого года называется Google Inc — объявило набор добровольцев для тестирования своих беспилотников. Ранее к испытаниям привлекались только высококвалифицированные инженеры — набор водителей "с улицы" говорит, что проект выходит на финальную стадию. Несмотря на большой интерес к беспилотникам (компания легко могла бы набрать волонтеров), Google будет платить за испытания своих робомобилей по $20 в час. Взамен к кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования: высшее образование, хорошая грамотность для написания отчетов, коммуникабельность и, как водится, конфиденциальность.
Меньше аварий
Нет сомнений, что именно Google добился наибольших успехов в построении автономного транспорта. В конце концов IT-гигант испытывает свои беспилотники на дорогах Калифорнии уже шесть лет, в то время как конкуренты лишь начинают хвастаться единичными испытаниями робомобилей на реальных улицах и магистралях. За это время несколько десятков "гугломобилей" накатали миллионы километров, показав себя значительно более культурными и безопасными, чем живые люди. Из полутора десятков аварий, которые произошли с беспилотниками корпорации, не было ни одной серьезной, и только одна случилась по вине робота. Хотя "вина" и в этом случае выглядит не слишком серьезной — шедший слева автобус не пропустил "гугломобиль" Lexus RX450, объезжавший препятствие в своей полосе.
В остальных ДТП были виноваты гомо сапиенс. Такая статистика позволяет надеяться на то, что с распространением робомобилей количество аварий резко снизится. Что, кстати, дает серьезный толчок для развития беспилотного транспорта со стороны развитых государств, которые одной из главных своих задач видят снижение смертности на дорогах.
Набор Google испытателей на срок до 24 месяцев говорит о том, что через два года крупнейшая IT-корпорация мира может предоставить готовое коммерческое предложение, которое позволит делать робомобили на конвейерах и продавать через автосалоны. Значит ли это, что уже через пару лет живых людей на водительском сиденье начнут вытеснять бездушные роботы? Вряд ли. И помешает этому не столько развитие технологий, сколько законодательные ограничения.
Технологии готовы, законы — нет
Google не является монополистом в разработке беспилотных технологий (см. Последние мировые альянсы). Они постепенно появляются и в серийных автомобилях: сейчас никого не удивишь активным автопилотом, который следует за впереди идущим автомобилем, автоматической остановкой перед внезапно возникшим препятствием, слежением за полосой и подруливанием в случае выезда за нее, полностью автоматическим парковщиком и другими "умными" технологиями. А производитель электромобилей Tesla Motors и вовсе включил функцию автопилота в одно из обновлений прошивки софта своих машин.
Существуют и локальные проекты, разрабатываемые исследовательскими институтами. Например, в лондонском аэропорту специальные самодвижущиеся кабинки "Хитроу Под" подвозят к терминалу автовладельцев, которые оставили свои машины на одной из парковок.
Гораздо более важный вопрос — правовой. В большинстве стран законодательно не предусмотрено управление автомобилем без участия водителя. Иначе непонятно, кто будет отвечать, если транспортное средство станет виновником аварии, и кто после этого возместит ущерб другим участникам движения. Особенно если в ДТП пострадают люди. Эксперты называют правовую коллизию с беспилотниками куда более серьезной проблемой, чем все технологические. Сейчас, когда беспилотные автомобили уже вовсю ездят по обычным дорогам в качестве эксперимента, зеленый свет им дают местные власти — в виде исключения. И за очень большие деньги: например, полное страховое покрытие каждого из калифорнийских "гугломобилей" составляет $5 млн. Что автоматически делает беспилотные авто неконкурентными по сравнению с остальными серийными машинами.
Чтобы справиться с этой проблемой, ряд компаний, которые работают над беспилотными технологиями, — Google, служба перевозок Uber, автопроизводители Volvo и Ford — недавно создали "Беспилотную коалицию за безопасные дороги". Возглавил ее Дэвид Стрикленд — экс-руководитель Национальной администрации по безопасности дорожного движения США. Главной задачей альянса стало законодательное разрешение эксплуатации беспилотников в развитых странах, а также забота о том, чтобы эти автомобили лучше воспринимали в политике и обществе.
И власти уже идут навстречу альянсу. Например, в январе 2016 года американское правительство выделило около $4 млрд на создание регламентов по самоуправляемым автомобилям. По словам министра транспорта США Энтони Фокса, они будут едиными для всех штатов. И, видимо, позволят значительно снизить заоблачную сумму страхового покрытия.
Перспективы
Даже если глобальному альянсу под руководством Стрикленда удастся склонить американские власти дать зеленый свет беспилотникам, дороги США они мгновенно не заполонят. Во-первых, новые технологии всегда дорогие, поэтому стоить робомобили будут больше обычных. Во-вторых, люди остаются очень консервативными: нужно, чтобы сменилось целое поколение водителей. Наконец, существующая инфраструктура дорог создана именно для людей — чтобы переделать ее "под компьютеры", понадобятся десятки лет и не один миллиард долларов. Существенным изменениям подвергнется и автомобильный бизнес — пока эксперты не берутся прогнозировать, приведет ли это к значительному уменьшению объемов выпуска, либо, наоборот, к увеличению. Но с тем, что направление работы автомобильных дизайнеров и инженеров получит новый вектор, согласны все.
Наконец, уже сейчас понятно, что США не останутся страной-пионером в развитии беспилотников. Научный и технический потенциал Старого Света, а также огромные ресурсы и перспективность Китая сделают гонку технологий беспилотников многополюсной.
- Читайте также: Мега Маск. Пять проектов инженера и изобретателя Илона Маска
В общем, по прогнозам Дэвида Стрикленда, реальное массовое появление робомобилей на дорогах мы будем наблюдать лет через двадцать, начиная примерно с 2035 года. А родившиеся к тому времени дети будут воспринимать автономный транспорт как привычное явление, в отличие от странной привычки родителей и дедушек крутить руль и нажимать педали.
Фото: Getty Images. Инфографика: Елизавета Букреева