С буром наперевес. Зачем Илон Маск прорыл тоннель под Лос-Анджелесом

Фото: Pool/Pool/Getty Images
Фото: Pool/Pool/Getty Images

В Лос-Анджелесе отгремела церемония открытия тоннеля The Boring Company . В чем заключается новый замысел Илона Маска, какие ощущения дарит подземная поездка на электромобиле, и почему мероприятие было похожим на шоу, рассказывается в материале The Guardian

На церемонии открытия первого тестового тоннеля, проложенного The Boring Company, основатель компании Илон Маск провозгласил, что это эпическое и "невероятно значимое" событие. Однако скептики тут же задались вопросом, а не была ли это просто лишняя шумиха, раздутая вокруг дыры в земле.

Последний концептуальный проект Маска – подземная дорога, обещающая совершить революцию в сфере городского транспорта XXI века. Ее демонстрация представляла собой смесь футуристического творчества, шоу-бизнесовой показухи и презентацию новой тоннелепроходческой технологии. Но действительно ли она позволит повысить скорость строительства тоннелей в 15 раз, как уверяет Маск? Положит ли она начало обширной сети транспортных каналов под нашими городами?

Эти вопросы пока остаются открытыми, а сам основатель The Boring Company с оценками проекта не горячился. "Очевидно, что мы находимся на ранней стадии, – сказал он журналистам. – Это прототип. Мы только разбираемся, что к чему. Действительно важно то, что, наконец, наконец, наконец, появился способ уменьшить пробки в городах. Если то, что мы говорим, является правдой, а мы думаем, что так и есть, то вот оно, решение".

Язык до Марса доведет

Испытательный тоннель Boring представляет собой подземную дорогу протяженностью около 1,8 км, которая проходит недалеко от штаб-квартиры SpaceX (другой компании Маска) в южной части Лос-Анджелеса. Он был построен примерно за $10 миллионов с применением относительно традиционных способов. Однако Boring Company уже присматривается к технологии второго и третьего поколения, которая позволит одновременно рыть дыру, удалять почву и автоматически устанавливать железобетонные стены тоннеля.

Идея заключается в том, что в один прекрасный день в городах будет существовать разветвленная и многослойная сеть подобных подземных дорог. Водитель автономного электромобиля сможет попасть в систему в любой точке и пронестись со скоростью до 240 км/ч до заранее запрограммированного пункта назначения. По словам Маска, точка входа может представлять собой обычное парковочное место с лифтом, погружающим авто под землю. Впрочем, он не исключает и возможности сооружения более солидных объектов.

Fullscreen

The Boring Company присматривается к технологиям, которые удешевят и ускорят сооружение тоннелей

Маск туманно высказался о сроках и еще более расплывчато о затратах. Верный своей непредсказуемости, в какой-то момент он предположил, чтобы разрабатываемую им технологию смогут бесплатно скопировать другие, потому что его заботит только уменьшение пробок на дорогах. Затем он стал фантазировать о строительстве "бесконечных подземных городов" на Марсе.

"Надеюсь, мы когда-нибудь построим тоннели на Марсе, – сказал он. – Это будет славный день".

Подземная встряска

Ну, а на планете Земля небольшая армия сотрудников Boring Company в черной одежде помогала журналистам и толпе VIP-гостей спуститься в зону под названием Pit ("Яма"), сесть в Tesla Model X, оснащенную дополнительными наводящими колесами, и совершить пробный заезд в узком, полностью белом тоннеле.

Fullscreen

По мнению Маска, такие тоннели могли бы появиться и на Марсе

Поездка была тряской (по словам Маска, у них были проблемы с бетоноукладчиком) и машины ехали не быстрее, чем 65-80 км/ч. Некоторые гости сравнили это с проездом по ​​парку развлечений, другие – с трансфером в аэропорт или с эпизодом из медицинского сериала, в котором пациент на хирургическом столе начинает путешествие в загробную жизнь.

Спустя всего пару минут езды тоннель осветился зловещим зеленым светом, указывающим на конечную остановку, и лифт перенес машины в переулок в жилом районе. Понадобилось как минимум вдвое больше времени, чтобы проехать обратно через пробки мимо городского аэропорта Хоторн и здания SpaceX.

Стена твитов

К торжественному открытию сотрудники всех трех компаний Маска – Tesla, Boring Company и SpaceX – сделали все возможное, чтобы создать карнавальную атмосферу. Они разместили большой бар на свежем воздухе, устроили выставку различных технологий бурения и даже возвели стену с твитами Илона Маска, в которых описывался ход проекта. Все было украшено черными бархатными портьерами в театральном стиле.

Бар, выставка и стена с твитами – вот атрибуты презентации в стиле Илона Маска

Пожалуй, самой странной достопримечательностью у входа в тоннель стала сторожевая башня в средневековом стиле с кирпичным фасадом и тяжелой деревянной дверью – по-видимому, дань любви Маска к комик-группе "Монти Пайтон". Пару месяцев назад он даже собирался направить на вершину башни одетого в рыцарские доспехи человека, который бы подобно Джону Клизу из фильма "Монти Пайтон и Святой Грааль" "кричал на людей с французским акцентом".

Однако, учитывая постоянное движение транспорта у тестового объекта, маловероятно, что оскорбления кто-нибудь бы услышал.

Шоу для спонсоров

Администрации нескольких городов проявили большой интерес к новому проекту Маска. Где-то хотят создать высокоскоростную транспортную артерию, как та, что в будущем свяжет центр Чикаго с аэропортом О"Хара. Где-то Boring планируют привлечь для более приземленных целей – строительства тоннелей под канализацию или газопроводы.

Однако все зависит от того, сможет ли Маск со своими коллегами выполнить обещание по части развития технологии прокладки тоннелей, которая сократит головокружительные затраты на создание новых подземных путей. Сам основатель Boring считает, что "практика покажет".

"У нас определенно нет ответов на все вопросы", – отметил он. Похоже, он даже высмеял потенциальных спонсоров, которые предложили внести активы в Boring Company, минуя обычную проверку. "Кое-то неотступно преследует нас, стремясь инвестировать, и это странно, потому что они не видели финансовых показателей, – сказал он. – Они просто предполагают, что это сработает, и, вероятно, они правы".

Открытие тоннеля во многих отношениях выглядело как именно демонстрация концепции для этих инвесторов.

По материалам The Guardian