Ошибка 302. Почему крушение Boeing 737 в Эфиопии наделало столько шума

Фото: Boeing
Фото: Boeing

Крушение лайнера Boeing 737 MAX 8 потрясло мир, но это не первая авиакатастрофа, унесшая жизни людей. Почему же почти вся планета поставила эти самолеты в ангар и какая судьба ждет их в Украине, разбирался Фокус

Расхожее мнение гласит, что самолет является более безопасным видом транспорта, чем автомобиль. И цифры подтверждают это. В прошлом году авиакатастрофы унесли жизни порядка 500 человек. Для сравнения, количество людей, погибших в авариях в 2018-м, стремится к четыремстам тысячам. Но почему падение Boeing 737 MAX 8 компании Ethiopian Airlines стало таким особенным?

Самый-пресамый

"Он летел просто прекрасно. У нас вовсе не было проблем", - такой вердикт капитан Эд Уилсон вынес после того, как совершил первый в истории полет на новом 737 MAX 8 в январе 2016-го года.

Впрочем, было бы странно ожидать, что ведущий пилот "проекта 737" в Boeing отреагирует как-нибудь иначе на дебют одного из важнейших продуктов компании. За полвека существования линейка 737 успела заслужить статус самого популярного пассажирского самолета в мире. По оценкам компании, каждые 2 секунды где-нибудь в мире взлетает или садится семьсот тридцать седьмой.

Fullscreen

Место крушения Boeing 737 MAX 8 – Jemal Countess/Stringer/Getty Images

MAX стал семейством уже четвертого поколения, сменив 737 Next Generation, которое находится в эксплуатации с конца минувшего века. Как и положено в случае масштабных обновлений, Boeing обещал что все будет больше и лучше: увеличенная на 1000 км по сравнению с Next Generation дальность полета (6510 км) и сниженный на 20% уровень потребления топлива, соответствие самым строгим требованиям к уровню шумности и самыми низкими эксплуатационными расходами в классе. Boeing прямо заявлял, что у MAX 8 они на ниже на 8% с каждого кресла, чем у Airbus A320neo – главного конкурента, который совершил свой первый полет на пару лет раньше.

Рынок предложение американского производителя заинтересовало. Семейство 737 MAX, в которое помимо печально известного MAX 8 также входят модели с порядковыми номерами 7,9 и 10, собрал порядка 4700 заказов более чем от сотни авиакомпаний по всему миру, став самым динамично продаваемым самолетом в истории Boeing.

Но безоблачному существованию новинки настал конец в октябре 2018-го, то есть через год после того, как первые MAX 8 поступили в эксплуатацию.

Индонезийский флешбек

29 октября Boeing 737 MAX 8, принадлежащий индонезийской компании Lion Air, рухнул в Яванское море. Он совершал перелет из Джакарты в Панкалпинанг, но уже через 13 минут полета связь с ним была потеряна. Это произошло вскоре после того, как пилоты запросили возвращение в аэропорт. Катастрофа унесла жизни 189 человек.

Расследование установило, что причиной крушения самолета послужила некорректная работа системы, оберегающей его от сваливания. Получив неверные данные от датчика угла атаки, "рапортовавшего" о выходе крыла за критический угол (что грозит срывом с воздушного потока), она отправила MAX 8 в пикирование и привела воздушное судно к гибели.

Менее чем за полгода мир потрясли 2 авиакатастрофы с участием Boeing 737 MAX 8, разбившихся при схожих обстоятельствах

Сыграла ли неисправная система свою роль в крушении рейса ET302? Эксперты утверждают, что говорить об этом пока рано. "Пока мы, по сути, ничего не знаем, кроме того, что у самолета была нестабильная вертикальная скорость, но для этого может быть множество различных причин", - рассказал Financial Times Ричард Абулафия, аналитик консалтинговой компании Teal Group, специализирующейся на аэрокосмической отрасли.

Нестабильная вертикальная скорость наблюдалась и у индонезийского MAX 8. И это не единственное, что роднит две катастрофы. Обе произошли в считанные минуты (эфиопский рейс исчез с радаров после 6 минут полета), оба раза пилоты доложили о проблемах с управлением и запросили возвращения на землю, а кроме того, в обоих случаях речь шла о новейших самолетах. Ethiopian Airlines пользовалась воздушным судном с октября прошлого года, а Lion Air – менее трех месяцев. И хотя для установления обстоятельств крушения ET302 нужно дождаться данных "черного ящика", по мнению Абулафии, этих сходств достаточно, чтобы специалисты присмотрелись к ним в первую очередь.

Впрочем, в историях индонезийского и эфиопского Boeing есть и различия. Самолет Lion Air и ранее испытывал похожие технические трудности, которые были зафиксированы в ходе прежних полетов, в чем машина Ethiopian Airlines замечена не была. Кроме того, очевидцы крушения ET302 отметили, что видели дымный след, а это, по мнению Джона Хансмана, директора Международного центра воздушного транспорта при Массачусетском технологическом институте, может свидетельствовать о том, что у этой аварии были другие причины. Например, пожар в багажном отсеке или неисправность двигателя.

Сам же Boeing, помимо приличествующих случаю соболезнований, вскоре после катастрофы опубликовал на своем официальном сайте пресс-релиз, посвященный вопросу доработки ПО. Авиастроитель уверяет, что в течение месяцев, прошедших после катастрофы в Индонезии, работал над "разработкой, планированием и сертификацией" улучшений "софта" и в течение ближайших недель они будут распространены во флоте 737 MAX.

Подрезанные крылья

Пока один факт остается очевидным и неоспоримым – новейшая модель Boeing стала причиной второй трагедии менее чем за полгода. Учитывая, что по статистике в настоящий момент количество крушений коммерческих пассажирских самолетов составляет в среднем 1 на 3 миллиона полетов – это очень много. А если добавить к этому схожесть обстоятельств обоих трагедий (по крайней мере, на данный момент) можно понять, почему регулирующие органы и авиакомпании по всему миру отреагировали на новости о трагедии так, как отреагировали.

Около трети всех жертв авиакатастроф в 2018-м году принесло падение Boeing 737 MAX 8 в Индонезии

В Евросоюзе и Китае, Индии и Австралии, и конечно, Индонезии и других странах мира приостановлены полеты подозрительных "Боингов". Причем, речь идет не только о 737 MAX 8. Некоторые страны не желают видеть в своем воздушном пространстве любых представителей семейства MAX.

Особняком долгое время стояли США и Канада, не видевшие причин останавливать эксплуатацию данных самолетов. "К настоящему моменту наша экспертиза не выявила каких-либо систематических проблем с функционированием и не нашла никаких оснований, чтобы запрещать полеты воздушных судов", - заявлял администратор Федерального управления гражданской авиации США Дэниэл Элвелл.

Однако в конечном счете сдались и они. Сперва президент США Дональд Трамп объявил о приостановке полетов в своей стране, а вскоре после этого аналогичное решение приняла и Канада.

Financial Times, ссылаясь на экспертов авиационной отрасли, пишет, что остановки полетов 737 MAX являются временными и самолеты могут вновь подняться в воздух, как только появится больше информации об обстоятельствах трагедии в Эфиопии.

А пока примерно 350 MAX 8 остается на земле, решается судьба и их невыпущенных собратьев, которым только предстоит оказаться в руках клиентов Boeing. Три таких самолета заказала и украинская Авиакомпания МАУ, и отказываться от них она не собирается. При этом отечественный авиаперевозчик "внимательно следит за ходом расследования катастрофы рейса ET302" и планирует запустить MAX в эксплуатацию только после "подтверждения того, что самолет соответствует всем требованиям безопасности".

Выжидательную позицию заняла не только МАУ. Ее придерживается и авиакомпания Ryanair, у которой заказано 135 самолетов 737 MAX 200 (модификация MAX 8 на 200 посадочных мест). "Мы не будем предпринимать никаких действий в данный момент. Нужно подождать и посмотреть, каков будет результат расследования", - сказал исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири.

Падение рейса ET302 – ужасная трагедия, но сегодня она находится в центре внимания не только из-за человеческих смертей. Новое детище Boeing унесло слишком много жизней (в общей сложности 346) за слишком короткий срок при слишком похожих обстоятельствах. Что это – трагическое совпадение или закономерность – еще предстоит выяснить.

Сегодня видно, что падение самолета в Эфиопии нанесло сильный удар по репутации мирового авиационного бестселлера и подняло весьма значимый вопрос: насколько можно доверять автоматике. В мире, где в воздух скоро должны подняться пассажирские беспилотники, а на дороги выехать автономные автомобили – это предмет для серьезного обсуждения. Ответы на этот и другие вопросы сразу даны не будут, а пока Boeing 737 MAX находится в зоне ошибки 302 (код, который сообщает интернет-пользователю, что расположение запрашиваемого ресурса временно изменено).