Дорога в облака. Какими будут аэропорты будущего

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Аэропорты все дальше отходят от имиджа неизбежной, но малоприятной промежуточной точки, отделяющей путешественника от морского побережья или огней большого города с картинок. В современных тенденциях, которые меняют облик аэропортов, разбирался Фокус

Падший ангел Бартлби из фильма "Догма" любил посещать аэропорты. Но единомышленников у него не так уж много. Долгое время аэропорты воспринимались всего лишь перевалочным пунктом, преисполненным утомительными контрольными процедурами и свободным временем, посвящаемым чтению давно отложенного романа или покупке духов в магазинах duty-free. Однако уже сегодня их облик стремительно меняется, и со временем они вполне могут взять на себя роль полноценной достопримечательности. Что это за перемены и какие тенденции за ними стоят?

Озеленение буквальное и фигуральное

Аэропорты — это крупные производители мусора, потребляющие массу электроэнергии и воды и служащие пристанищем для источников воздушного и шумового загрязнения. В мире, который не может позволить себе поражения в борьбе за чистоту окружающей среды, это отнюдь не лестный портрет. Операторы аэропортов отдают себе в этом отчет и предпринимают соответствующие меры.

"До недавних пор большая часть экологических инициатив в индустрии вращалась вокруг двух ключевых вопросов: выбросов и шума. Конечно, это по-прежнему приоритетные направления работы, но в настоящее время мы видим, что операторы аэропортов прибегают к более комплексному подходу, включающему повышение эффективности потребления энергии и воды, избавления от мусора и множество других аспектов", — рассказывает доктор Пер Суа-Санчес, преподающий менеджмент воздушного транспорта в Университете Крэнфилда.

Одним из самых ярких примеров реализации такого подхода является новый терминал аэропорта в Осло, открытый в прошлом году. Его создатели не просто использовали экологически чистые материалы для строительства (например, бетон на основе вулканического пепла), но и умудрились использовать их так, чтобы почти не оставить за собой отходов. Всего 9% использованных материалов в итоге стали строительным мусором, а все остальное было сохранено для повторного использования. Летом внутренние помещения охлаждаются при помощи воды, получаемой из талого снега, который на протяжении зимы собирается в хранилищах, где используются древесные опилки для теплоизоляции. За эти и другие решения терминал был удостоен оценки "превосходно" по методу BREEAM, при помощи которого измеряется уровень экологической эффективности зданий.

"Аэропорты стремятся стать местом, которое стоит посетить"

Ти Джей Шульц, глава консалтинговой фирмы Airport Consultants Council

Терминал в Осло — весьма показательный, но не единственный пример "озеленения" воздушных портов. Например, международный аэропорт Кочин в Индии уже три года работает полностью на солнечной энергии, а туристы, прибывающие на остров Бальтра (Галапагосский архипелаг), проходят из самолета в здание, 75% инфраструктуры которого создано из вторсырья. Аэропорт Цюриха использует дождевую воду, а также очищенную талую воду, получаемую за счет избавления от снега и льда на территории в зимнее время. Список подобных экорешений можно продолжать, и с каждым годом он увеличивается.

Впрочем, "озеленение" необязательно понимать только в переносном смысле. По словам Теренса Янга из архитектурной компании Gensler, строительство живых парков в аэропортах для представителей его профессии является "Святым Граалем". Существуют некоторые трудности, связанные с размещением, а также уходом за такими объектами, но Янг считает, что это возможно. Дело лишь в воле заказчиков.

А они мало-помалу такую волю начинают проявлять. В следующем году в международном аэропорту Чанги (Сингапур) откроется масштабная пристройка Jewel Changi, на территории которой разместится пятиэтажный живой парк, а также 40-метровый водопад, работающий на дождевой воде, недостатка в которой Сингапур не испытывает. А пока в одном из терминалов аэропорта уже действует сад бабочек, где можно увидеть около 40 видов этих насекомых.

Вряд ли у кого-нибудь получится в ближайшее время переплюнуть замыслы сингапурцев, хотя уже есть желающие постараться. В 2019 году на крыше расширенного первого терминала международного аэропорта Гонконга разместится сад, а в 2021-м на территории модернизированного второго терминала аэропорта Хельсинки появится небольшой лес.

Персонал больше не нужен

Кажется, не осталось такой сферы человеческой деятельности, которая хладнокровно относилась бы к внедрению различных IT-новшеств. По крайней мере авиационная отрасль к ним точно не относится. По оценкам швейцарской компании SITA, предоставляющей IT-услуги, в прошлом году вложения операторов аэропортов в данную сферу превысили $8 млрд. Более того, львиная доля планировала увеличение объемов инвестиций в 2018-м.

Операторы тратят столь значительные средства, преследуя несколько целей. Одна из них — существенно облегчить пассажирам прохождение утомительных и раздражающих процедур, которые сопровождают путешественника от дверей аэропорта до самолетного кресла.

В Чанги действует терминал, где все действия посадки на рейс можно пройти без вмеша­тельства со стороны персонала

В аэропортах по всему миру появляются киоски самостоятельной регистрации и сдачи багажа, турникеты контроля посадки, не требующие присутствия служащих. Зачастую речь идет об отдельных автоматизированных элементах, но в упомянутом Чанги действует терминал, где все действия посадки на рейс можно пройти без вмешательства со стороны персонала.

Процесс выглядит следующим образом. Сначала пассажиры посещают киоски чек-ина, чтобы распечатать посадочные талоны и багажные бирки. Затем сдают чемоданы на автоматизированном пункте приема и проходят на паспортный контроль. Здесь необходимо отсканировать посадочный талон, а также подтвердить личность при помощи отпечатка пальца, который будет сопоставлен с данными биометрического паспорта, и сделать фото лица. Следующий шаг — пункт контроля безопасности, пройти который благодаря технологии компьютерной томографии можно, не доставая из сумок ноутбуки, фотоаппараты и прочую чувствительную технику. Затем пассажир идет к выходу на посадку, где понадобится еще раз отсканировать талон и сделать фото, которое будет сравнено со снимком с паспортного контроля. Таким образом, вся процедура может потребовать вмешательства персонала, лишь если у путешественника возникнут сложности с использованием системы.

Внедрение подобного ноу-хау служит не только для наращивания армии довольных клиентов. Со временем такие системы станут насущной необходимостью. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2035 году через аэропорты мира будет проходить до 7,2 млрд пассажиров. Чтобы справиться с таким потоком, подойдут любые средства, в том числе и ускорение контрольно-регистрационных процедур за счет их автоматизации.

ИИ поможет с пересадкой

Впрочем, это не единственный способ применения новых технологий в работе аэропортов. Другой — использование искусственного интеллекта для точного прогнозирования времени прилетов. По данным SITA, 79% аэропортов уже взяли или планируют взять на вооружение ИИ для этой цели.

Как утверждает руководитель программы развития искусственного интеллекта Стефан Шейх, такая практика действительно эффективна. Обучение системы ИИ на основе исторических данных о прилетах и задержках рейсов вкупе с информацией, получаемой в реальном времени, позволяет с точностью предсказать прибытие рейса за 2–4 часа. "Эти сведения могут быть использованы для заблаговременного распределения ресурсов и прогнозирования последствий для пассажиров, часть из которых может не успеть на пересадочный рейс", — говорит Шейх.

Внедрением систем самообслуживания и ИИ дело не ограничивается. Аэропорты стремятся проникнуть в смартфоны путешественников, запуская мобильные приложения, предоставляющие им возможность ориентироваться на территории здания, получать нужную информацию или заказывать услуги.

Fullscreen

Каменные джунгли. Так будет выглядеть новый парк с 40-метровым водопадом в аэропорту Сингапура

К примеру, в лондонском Гатвике установлена сеть маяков, позволяющая определять точное местоположение пассажира. Пользуясь мобильным приложением и камерой смартфона, он может получить указания, как пройти к интересующей локации. Подсказки отображаются на дисплее гаджета благодаря технологиям дополненной реальности. Таким образом администрация аэропорта планировала предоставить пассажирам свой аналог автомобильной навигации. А поскольку полагаться на GPS она не могла (спутниковые сигналы в здании не особо эффективны), потому и понадобилось строительство системы маяков.

Мобильные приложения открывают пользователям и другие возможности. Например, подсказывают, где можно найти ближайшее кафе или магазин, позволяют получать обновления информации о рейсе, багаже и многом другом.

С небес под землю

Первый авиационный автопилот появился на свет более 100 лет назад, а сегодня лучшие умы автопрома пытаются научить самостоятельному передвижению автомобили. И хотя данная технология должна в первую очередь изменить городские улицы и междугородние трассы, свою службу она может сослужить и в аэропортах.

По подсчетам IATA, здесь можно найти порядка 40 способов применения беспилотных авто. Аэродромные тягачи, багажный транспорт, перронные автобусы, снегоуборочная техника — все эти машины являются кандидатами на внедрение систем автономного передвижения.

В некоторых аэропортах испытание технологии уже началось. В этом году первые беспилотные автобусы, рассчитанные на 15 пассажиров, были запущены в аэропорту Шарль-де-Голль. Они курсируют между тремя остановками: станцией скоростного поезда RER, центром разработок экотехнологий и штаб-квартирой Groupe ADP — оператора крупнейшего воздушного порта Франции.

Весной текущего года тесты беспилотников стартовали и в Гатвике. В лондонском аэропорту автономные автомобили предназначены для передвижения персонала в пределах контролируемой зоны. В администрации Гатвика полагают, что данная технология имеет потенциал для сокращения внутреннего автопарка, а следовательно, расходов и уровня вредных выбросов.

Международная ассоциация воздушного транспорта видит около 40 применений для технологии автономного передвижения в аэропортах

В известной суровыми зимами Норвегии подумывают об использовании автономного транспорта для уборки снега. Местная компания Yeti Snow Technology разработала снегоуборочную машину, способную самостоятельно за час расчистить площадь до 357 тыс. кв. м. Новинка уже прошла первые полевые испытания в начале года на территории аэропорта Фагернеса.

Словом, автономным машинам в будущем может найтись применение и помимо доставки пассажиров от дома до дверей терминала. Тем более что уже сегодня на горизонте начинают маячить еще более экзотические методы транспортировки, способные изменить привычный процесс поездки к аэропорту.

В июне компания Илона Маска Boring Company получила право на строительство подземного транспортного тоннеля, который соединит центр Чикаго и аэропорт О"Хара. Перевозить пассажиров станут электрические капсулы, рассчитанные на 16 человек. Предполагается, что дорога будет занимать всего 12 минут, тогда как сейчас на подобную поездку общественным транспортом уходит порядка 40 минут.

И если Маск хочет отправить путешественников под землю, то Патрик Натхен, один из основателей немецкого стартапа Lilium, собирается поднять их в небеса. Его молодая компания занимается разработкой беспилотного летательного аппарата, обладающего возможностями вертикального взлета и посадки, а в перспективе планирует запустить сервис аэротакси. По словам Натхена, с пассажирским беспилотником перелет из Среднего Манхэттена в аэропорт имени Джона Кеннеди будет занимать всего 5 минут вместо 55, которые уходят, если ехать на такси. Причем услуги Lilium обойдутся дешевле.

Пока это лишь перспективные проекты, но если компаниям удастся осуществить задуманное, путешественникам больше не нужно будет опасаться опоздания в аэропорт из-за пробок на дорогах.

Воздушная площадь

Преобразования не упираются в одну лишь технологическую составляющую. Операторы приходят к пониманию необходимости глубокого переосмысления того, как используется внутреннее пространство аэропортов. Теренс Янг представляет, что в будущем они станут напоминать городские площади, где путешественники смогут не убивать, а приятно проводить время.

Кинотеатры и ледовые катки, виртуальный гольф и комнаты для занятий йогой, концерты живой музыки и зеленые сады, не говоря уж о ресторанах и магазинах, — все это уже можно найти в различных аэропортах по всему миру. С таким разнообразием для проведения досуга они перестанут быть просто перевалочным пунктом. "Аэропорты стремятся стать местом, которое стоит посетить", — считает глава консалтинговой фирмы Airport Consultants Council Ти Джей Шульц.

Впрочем, дело не только в обновлении имиджа — корыстные цели у операторов тоже имеются. "Аэропорты по количеству проходящих через них пассажиров могут соперничать с любым другим местом или событием, собирающим множество потребителей в одном месте, — считает Кен Бьюкенен, исполнительный вице-президент по управлению доходами международного аэропорта Даллас/Форт-Уэрт. — Это как собирать аудиторию Супербоула (финала чемпионата НФЛ) каждый день".

Впрочем, какими бы ни были мотивы операторов, вряд ли найдется много пассажиров, которые расстроятся, получив возможность посмотреть кино или прогуляться среди деревьев в процессе ожидания рейсов.

Как видно, картина аэропорта будущего выглядит весьма привлекательно. Это место, где можно отдохнуть от суеты среди зелени или хорошенько развлечься. Место, где под ногами снуют маленькие роботы-уборщики и курсируют автобусы без водителей. Место, где едва ли не каждая стена имеет по меньшей мере размытый экологический след. Отдельные элементы этого пазла уже есть. Дело за тем, чтобы собрать их воедино.