Искусственный интеллект нашел две экзопланеты, которые пропустили люди-астрономы

NASA/JPL-Caltech/Wendy Stenzel

Планеты расположены на расстоянии более 1200 световых лет от Земли

Ученые из Техасского университета совместно с Google разработали алгоритм искусственного интеллекта для обработки данных, собранных телескопом Kepler, бывшим "охотником за экзопланетами". Об этом пишет MIT Technology Review.

Телескоп Kepler был запущен в космос в 2009 году и за три года обнаружил более 3,5 тыс. кандидатов в экзопланеты. В 2013-м два из четырех маховика наведения телескопа вышли из строя. Аппарат потерял способность к точным наблюдениям, но все же продолжил собирать данные. В 2018 году у телескопа закончилось топливо и NASA навсегда ввело его в спящий режим, однако полученной от него информации астрономам еще хватит на годы работы.

Чтобы упростить анализ данных, ученые создали нейронную сеть глубокого обучения AstroNet-K2. Она уже обнаружила две экзопланеты, которые ранее проглядели опытные астрономы. Планеты K2-293b и K2-294b расположены на расстоянии более 1200 световых лет от Земли, в созвездии Водолея.

Как и люди, нейросеть использует транзитный метод: он позволяет "засечь" экзопланету, когда она проходит между Землей и своей звездой - в этот момент светимость звезды падает. Кривая светимости с отклонением более 3% считается признаком присутствия планеты, однако чаще всего это бывает ложной тревогой. Главная задача ИИ-алгоритма - отличать настоящий сигнал планеты от шума, и он уже делает это с точностью 98%.