Жизнь на привязи. Когда зарядить электромобиль в Украине будет так же просто, как залить бензин
Количество электромобилей в Украине год от года растет, а вот зарядная инфраструктура оставляет желать лучшего. Есть ли шансы, что спустя пару лет найти розетку для авто будет столь же просто, как сегодня заправить его бензином?
Украина — один из мировых лидеров по приросту парка электромобилей. Этим мы обязаны налоговым льготам на импорт машин с электродвигателем. По данным ассоциации "Укравтопром", в 2018 году украинцы приобрели 5,3 тыс. электрокаров, что почти вдвое больше по сравнению с 2017-м. А по итогам шести месяцев 2019-го — почти 3,2 тыс. машин, что на 58% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Более того, 1 января 2020 года вступит в силу закон, облегчающий доступ к инфраструктуре зарядных станций. В частности, документ предусматривает штраф за парковку обычных машин на местах у отведенных для электрокаров зарядных станций.
Одним словом, можно предположить, что в дальнейшем парк электромобилей в нашей стране продолжит расти. На этом фоне все острее ощущается нехватка зарядных станций. Развитие инфраструктуры зарядок требует немалых инвестиций. Поэтому количество зарядных станций растет значительно медленнее, чем число электрокаров. По данным сервиса PlugShare, на конец 2018 года в Украине насчитывалось 2,1 тыс. зарядных станций, которые совокупно располагали 4,1 тыс. точек подключения. В то же время, по данным компании маркетинговых исследований IRS Group, по состоянию на конец 2018 года в Украине насчитывалось 26 тыс. электро- и гибридных автомобилей. Иными словами, на одну зарядную станцию приходилось семь машин.
Вроде бы немного. Однако значительная часть украинских зарядных станций — по сути, бытовые розетки мощностью до 3 кВт. Либо слабенькие терминалы до 7 кВт. Зарядка на них занимает несколько часов. Более же мощные станции, до 50 кВт, зарядка на которых происходит за 30–40 мин., чаще всего оказываются заняты. Приходится стоять в очереди.
Кто они?
Среди представителей крупного бизнеса инфраструктурой зарядок интересуется Ринат Ахметов. Принадлежащая ему ДТЭК контролирует сеть зарядок STRUM. Ее запустили в 2018 году. Сейчас сеть насчитывает 23 станции. На данный момент 11 станций STRUM действуют в Киеве. Остальные установлены на Одесской и Львовской трассах. В ближайших планах также протянуть сеть зарядок от Киева, через Полтаву, и до Днепра.
Впрочем, энергетическому гиганту далеко до лидера страны по количеству станций — партнерской сети компаний Auto Enterprise и "Электро Украина". Суммарно они располагают более чем 1,5 тыс. зарядок. Их станции установлены не только в городах-миллионниках, но и в небольших городках.
Претендует на звание национальной сети электрозаправок и сеть ТОКА. Первые их зарядки открылись в 2014 году в Киеве и Одессе, а сейчас их общее число достигло 145. Однако большая часть станций по-прежнему сосредоточена в Киеве и Одессе — 60 и 29 станций соответственно. Остальные точечно разбросаны по другим городам страны.
Заметный игрок на отечественном электрорынке и сервис Go To-U. В Украине у него 70 электрозарядок. Go To-U — это не сеть станций в традиционном понимании: компания продает зарядки заинтересованным организациям и обслуживает их. Главное условие для партнеров: использование станции для владельца электромобиля должно быть бесплатным.
Сила тока. Государство стимулирует приобретение электроавто за счет сниженных налогов. Это элемент развития зеленой энергетики
Наконец, самая молодая и пока малочисленная сеть электрозаправок в стране — QuickPower. Их первая станция начала работать в апреле 2019 года, а официальный запуск сети состоялся в конце июля. К этому моменту сеть разрослась до 11 станций, расположенных в Киеве. В ближайших планах — увеличение сети еще на пять станций и расширение географии на другие города страны.
У каждой из вышеперечисленных сетей есть мобильные приложения, позволяющие найти ближайшую станцию, запустить процесс зарядки и пополнить баланс. А вот забронировать станцию можно только у Go To-U и QuickPower. Подобная услуга позволяет владельцу электромобиля приехать к зарядке в удобное для него время с уверенностью, что станцию не заняла другая машина. Но если по каким-то причинам водитель задержится, остальные водители не смогут воспользоваться станцией, а сеть потеряет деньги.
Быстро или медленно?
Как уже говорилось, значительная часть общественных зарядных станций — так называемые пункты зарядки EV, зарядные устройства переменного тока мощностью менее 15 кВт. Зарядка машины даже с небольшой батареей займет на таких станциях несколько часов.
А вот станции постоянного тока мощностью до 50 кВт позволяют подзарядиться на 80% за 30–50 мин. Однако подобных станций в Украине пока мало, так как их стоимость в среднем в 20 раз выше, чем у маломощной зарядной станции переменного тока. Например, из общего количества зарядных станций Auto Enterprise на скоростные DC-терминалы приходится менее 10%. У ТОКА таких станций — лишь две по стране. А Go to-U оперирует исключительно станциями переменного тока мощностью до 22 кВт*ч.
Тем не менее ДТЭК и QuickPower делают ставки именно на развитие сети мощных зарядок. Для ДТЭК, которая сфокусировалась на строительстве станций на трассах, это вообще единственно возможный вариант развития сети, а в QuickPower рассчитывают, что смогут успешно реализовать эту модель и в городах.
Хочешь заряжаться — плати
Пять лет назад, на заре электромобильной эры в Украине, большинство зарядных станций в стране были бесплатными. Их размещали на крупных сетевых АЗС, парковках ресторанов и торговых центров. Основной расчет был на то, что за время зарядки владелец машины потратит в заведении, у которого установлена станция, сумму денег, превышающую стоимость потребленного электричества.
С 2017 года ситуация начала меняться, и сегодня бесплатных общественных зарядок в Украине осталось очень мало. Как уже говорилось, такой модели придерживается лишь Go to-U.
Илон, спрос будет! Украина — один из мировых лидеров по приросту числа электромобилей. Не в диковинку на наших дорогах и Tesla
Сегодня 1 кВт*ч обходится владельцу электрокара в 4–9 грн — у каждой сети свой тариф, который зависит в том числе от типа зарядки: медленная дешевле, скоростная дороже. Самые высокие тарифы на быструю зарядку — в сетях QuickPower и STRUM: 8 и 9 грн за кВт*ч соответственно. А у TOKA стоимость зарядки привязана и к месту размещения станции, а также времени зарядки: ночная зарядка обойдется дешевле дневной, а стоимость одного киловатт-часа в Киеве будет выше, чем, скажем, в Ивано-Франковске.
Для оплаты зарядки некоторые сети требуют депозит на счету. Например, на станциях Auto Enterprise не получится зарядиться, если на счету клиента меньше 200 грн. Минимальная сумма пополнения также составляет 200 грн. Те же ограничения действуют в сети "Электро Украина". На зарядках STRUM при первой регистрации в сети также есть минимальный лимит пополнения, но в привязке к киловаттам — от 25 кВт*ч. Далее баланс можно пополнять на сумму, эквивалентную стоимости 5 кВт*ч и выше.
Сертификации зарядных станций в Украине пока нет, поэтому не стоит безбоязненно заряжаться у любого терминала. Простенькая станция с ограниченным функционалом, да еще и установленная без соблюдения стандартов безопасности, может привести к выходу из строя бортового инвертора электромобиля или даже батареи. К примеру, несколько лет назад Auto Enterprise здорово обожглась, закупив 260 единиц дешевых станций китайского производства, постоянно выходивших из строя и вредивших электромобилям. К счастью, компания быстро сделала выводы: своими силами модернизировала проблемные станции, а сейчас и вовсе сфокусировалась на выпуске собственных зарядок, используя импортные комплектующие.
Однако перед зарядкой все же нелишним будет удостовериться, что станция соответствует общепризнанным стандартам либо сертификатам отдельных производителей. Например, на сайте Renault можно узнать список электрозарядок, которые подходят для их электроавто. Похожую информацию предоставляют и другие бренды.
Вопрос денег
Об инвестициях в развитие инфраструктуры и сроках окупаемости станций большинство игроков рынка говорят неохотно. Они мотивируют это в том числе невозможностью спрогнозировать загруженность станций. Однако в ТОКА называют срок окупаемости одной станции — 5 лет. Впрочем, для дорогих скоростных зарядок этот срок выходит за горизонт десятилетнего планирования, что прекрасно иллюстрирует пример компании ДТЭК. В STRUM инвестировали 30 млн грн, а с учетом ближайших планов расширения сумма может вырасти еще на 10 млн грн. Запуск каждой станции обходится ДТЭК в 1,2 млн грн (с учетом цены оборудования и подведения необходимой мощности), поэтому для возврата инвестиций при нынешней цене на зарядку станция должна беспрерывно работать 15 лет! Это без учета затрат на обслуживание, амортизации оборудования и зарплат обслуживающего персонала.
Из-за длительного срока возврата инвестиций многие сети стараются получить дополнительный доход на сопутствующих услугах. Например, TOKA зарабатывает на продаже оборудования и клиентском обслуживании станций третьих лиц, подключенных к своей сети. Auto Enterprise и вовсе развивает бизнес с упором на партнерскую программу: ты покупаешь у компании зарядную станцию, получаешь помощь в подключении и обслуживании, а в обмен делишься частью прибыли.
2,1 тыс. электрозарядок насчитывалось в Украине по состоянию на конец 2018 года
Такой же модели придерживается и "Электро Украина", предлагая сразу три варианта партнерства: при предоставлении места для установки станции компания забирает 80–90% дохода. Если партнер обеспечивает подвод мощности, его доля составит 20–40%. Если же он приобретет саму зарядную станцию, а "Электро Украина" отвечает лишь за обслуживание, доля партнера возрастает до 80%.
Любопытно, что "Электро Украина" также предлагает заработать всем желающим, инвестировав в развитие своей сети зарядочных станций. Сумма инвестиций варьируется от $2 тыс. до $50 тыс. Обещанный доход — 24% годовых в валюте. Обещание столь высокого пассивного дохода настораживает, однако в самой компании уверяют, что подвоха нет. Высокие дивиденды объясняются высокой рентабельностью станций — порядка 3% в месяц, из которых 2% идут на выплаты инвесторам.
Опрошенные нами операторы сетей электрозаправок уверяют, что в ближайшее время перспективной должна стать установка терминалов на парковках ЖК, которые позволят владельцам электрокаров заряжаться непосредственно у дома, в том числе ночью, по более низкому тарифу.
В данном случае время зарядки некритично, поэтому отпадает надобность в дорогих скоростных станциях. Можно обойтись терминалами на 22–27 кВт, которые предлагают практически все присутствующие на украинском рынке игроки. Одним словом, шанс на то, что спустя пару лет найти розетку для авто будет столь же просто, как сегодня заправить его бензином, несмотря на множество проблем все же есть.