Компьютер на колёсах. Какими будут автомобили не очень далекого будущего

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В Пекине уже открыто 200 дорог протяженность 700 км для тестирования автомобилей с автопилотами. Фокус решил разобраться в том, какой продукт породит коллаборация IT-сферы и автопрома.

В Пекине, 13 ноября, завершилась Всемирная конференция по интеллектуальным подключенным транспортным средствам, в которой приняли участие более 120 компаний из Китая и других стран мира. На выставке были представлены модели транспортных средств, управляемых автопилотами.

Китай в свою очередь, представил "дорожную карту" развития подобных технологий в стране, включая видение будущей инфраструктуры. В планах у страны к 2035 году запустить систему управления и эксплуатации интеллектуальных транспортных средств на китайских дорогах. И похоже, что Пекин будет первым испытывать систему. В китайской столице уже открыто 200 дорог протяженность 700 км для тестирования автопилотов.

Считается, что электроника и программное обеспечение станут основным источником инноваций в автомобилях. Создание современного авто требует написания 50–100 млн строчек кода, но в ближайшие годы этот показатель может возрасти до 300 млн. Сами компании, описывая собственный портрет, всё чаще прибегают к словам «цифровая» или «технологическая».

По оценкам специалистов консалтинговой компании McKinsey & Company, современные автомобили вообще превращаются в «компьютеры на колёсах». С одной стороны, потому что технологическим компаниям интересны размер и значимость автомобильного рынка. С другой — потому что меняются предпочтения самих автомобилистов, которых всё больше привлекают инновационные решения.

У двух миров есть несколько точек соприкосновения, но, пожалуй, теснее всего их судьбы переплелись в работе над автономными автомобилями.

Рука руку моет

В 2014 году «Гугл» представил беспилотное авто собственной разработки — Firefly («Светлячок»), а в СМИ заговорили о том, что в том же направлении работает Apple. Казалось, что IT-компании всерьёз нацелились на покорение авторынка. Но сегодня такая перспектива на повестке дня не стоит.

Автомобиль — комплексный продукт, состоящий из множества подвижных, подверженных износу частей. Покупатели приобретают его на долгие годы и рассчитывают, что он будет работать при разных погодных и дорожных условиях. Чтобы выдавать именно такой продукт, автомобильные компании прошли путь длиной в десятилетия.

«Собраться вместе — это начало, держаться вместе — это прогресс, работать вместе — это успех»   
Генри Форд, основатель 
Ford Motor Company

«Когда-то было много страхов, что технологические компании подомнут под себя индустрию, но теперь они поутихли, поскольку видят, насколько трудно строить автомобили», — отметил в разговоре с BBC профессор Питер Уэллс, глава Центра исследований автоиндустрии в бизнес-школе Университета Кардиффа.

С другой стороны, автомобиль, сколь хорошим бы ни был, сам по себе не превратится в беспилотник. Ему необходимо программное и аппаратное обеспечение, позволяющее собирать данные об окружающем мире, интерпретировать их, принимать решения и учиться. Тут нужен опыт IT-компаний.

Такие условия подталкивают два мира к сближению. Поэтому Waymo, подразделение «Гугла», работающее над автономными автомобилями, давно отказалось от «Светлячков» и отдаёт предпочтение моделям Chrysler и Jaguar, а Uber предпочитает размещать своё оборудование на автомобилях Volvo, но с готовностью принимает многомиллионные инвестиции Toyota. Это подталкивает Honda вкладывать свыше $2 млрд в компанию Cruise, принадлежащую давнему сопернику японского автопроизводителя General Motors. Это заставляет Ford и Volkswagen сплачиваться вокруг технологического стартапа Argo AI.

Эти и другие альянсы, а также отдельные игроки стремятся к тому, чтобы в перспективе вывести на рынок автомобили как минимум четвёртого уровня автономности по классификации Сообщества автомобильных инженеров. Такая машина способна передвигаться вовсе без помощи водителя, но только при подходящих дорожных, погодных и других условиях. В настоящее время такие есть у Waymo, но пока они доступны лишь ограниченному количеству людей и выступают в качестве такси, а не личного транспорта. Так что в ближайшее время ожидать широкого распространения таких моделей не стоит. А автомобилям второго и третьего уровней автономности прогнозируют рост популярности. Такие автопилоты в лучшем случае могут брать на себя управление в специфических условиях. Например, в пробке, хотя водитель должен быть готов перехватить руль по сигналу авто. Словом, на этом поприще и у автопрома, и у IT ещё много работы на перспективу. Однако технологическое совершенствование автомобилей сулит не только повышением их самостоятельности.

О чём говорят машины

Эксперты McKinsey & Company и PricewaterhouseCoopers единодушны в том, что автомобили в ближайшем будущем станут подключаемыми. Этот термин можно трактовать по-разному. Прежде всего он подразумевает возможность автомобиля «общаться» как с другими автомобилями, так и с дорожной инфраструктурой.

Как отмечает Хуэй Пэн, профессор машиностроения из Мичиганского университета, одним из главных преимуществ такого общения станет то, что «группа независимых автомобилей, которые просто делят дорогу, превратится в целостную систему, внутри которой будет происходить обмен ключевой информацией о дороге и трафике в реальном времени». В такой системе одно авто, ушедшее в занос на скользкой дороге, может подать сигнал замедлиться остальным участникам движения, отмечает профессор.

Важно
Человек больше не нужен. Как изменят мир автомобили-беспилотники

Поговори со мной. Когда автомобили начнут общаться друг с другом и с инфраструктурой, на дорогах станет безопаснее (фото: Getty Images)

Такое взаимодействие должно повысить безопасность на дорогах. По оценкам американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), позволив автомобилям общаться друг с другом и с инфраструктурой, можно на 80% снизить опасность столкновений, не связанных с алкогольным или наркотическим опьянением водителей. Например, на перекрёстках или при перестроениях.

Данная технология уже проникает на автомобильный рынок. Например, с прошлого года автомобили Volvo по всей Европе могут уведомлять своих «собратьев» об активации аварийных сигналов и предупреждать о гололёде на дорогах. После перехода в восьмое поколение, появившееся в 2019 году, умение общаться приобрёл и Volkswagen Golf.

Впрочем, подключённый автомобиль не только может разговаривать с другими, он также обеспечивает своим пассажирам доступ к интернету. По прогнозам Business Insider Intelligence, к 2025-му по дорогам мира будет бегать более 75 млн таких машин.

Подключение ко Всемирной сети дает множество преимуществ. Сегодня, не выходя из автомобиля, можно узнать актуальную информацию о дорожном движении, подобрать ресторан по вкусу, задать вопросы голосовому ассистенту и многое другое. А владельцы Tesla даже имеют возможность поиграть в видеоигры или посмотреть видео на «Ютубе» и Netflix. Конечно, не во время движения.

Подключение к интернету обеспечивает автовладельцам не только доступ к услугам и развлечениям. С его помощью автомобильные компании могут дистанционно обновлять свои модели, как это делают производители смартфонов, добавляя дополнительные опции или исправляя ошибки в работе систем.

Volkswagen, General Motors и Ford уже готовятся к внедрению новшества, а Tesla, пионер обновлений по воздуху в автомобильном мире, уже предоставляет их как услугу за отдельную плату. Обновление, которое, среди прочего, принесло в машины бренд Netflix, стоило $2,5 тыс.

Коллективная собственность

Стать услугой может не только ПО, но и сам автомобиль. Несколько лет назад в США опубликовали резонансное исследование, в котором утверждалось, что к 2030 году количество автомобилей, находящихся в личном пользовании жителей страны, сократится на 80%. В зарубежных СМИ появляются заголовки о неизбежном или по крайней мере возможном исчезновении персональных авто. «Владение собственной машиной скоро будет чем-то вроде владения лошадью — причудливым хобби, интересной редкостью и классной вещью, чтобы покататься в выходные», — писала Кара Свишер, американская журналистка и одна из основателей сайта Recode, в своей колонке для The New York Times.

Скорее всего, такие прогнозы слишком радикальны, ведь для многих автомобили всегда будут оставаться символом личной свободы, хрустальной мечтой, лелеемой с детского или подросткового возраста. И всё же количество людей, предпочитающих общее частному, будет расти. «Наши транспортные привычки радикально изменятся. Как только снимутся правовые вопросы, а технологические трудности будут преодолены, доля коллективно используемого и автономного транспорта на дорогах существенно возрастёт», — утверждается в исследовании PricewaterhouseCoopers, посвящённом будущему автомобильной индустрии.

Автопроизводители эту тенденцию уже заметили и даже придумали решение. Стриминговые сервисы демонстрируют, что не обязательно собирать домашнюю аудио- или видеотеку, чтобы наслаждаться фильмами или музыкой, достаточно оформить временную подписку. С автомобилями такое тоже возможно.

Автомобилист, которого впору назвать пользователем, устанавливает приложение, вносит ежемесячную плату и получает доступ к нескольким моделям бренда. Класс и стоимость их могут варьироваться в зависимости от стоимости подписки, в которую помимо самой машины также входят страховка, обслуживание и услуги помощи на дороге. Останавливать выбор на одном авто необязательно. Модели периодически можно менять, если есть желание попробовать что-нибудь новенькое.

В настоящее время подобную услугу тестируют Cadillac, Volvo, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar и другие производители. Работает подписка не повсеместно, её география преимущественно ограничена США и странами Европы. Так что пока это не массовая услуга. Но вероятно, что её популярность будет расти. Предполагается, что к 2025–2026 годам до 10% новых автомобилей в США и Европе будут попадать в руки потребителей именно по подписке. Да, это далеко не тот показатель, чтобы говорить о скором исчезновении частных авто, но он всё равно высокий.

В лице индустрии высоких технологий автопром нашёл полезного союзника, который может и опытом поделиться, и пример показать, и идею для развития подкинуть. С его помощью автомобиль всё дальше отходит от образа средства передвижения и всё больше напоминает компьютер на колёсах.

Важно
Лети меня, извозчик. 5 компаний, которые скоро будут таксовать в небе