Не большой брат. Создатель браузера Vivaldi о том, как заработать, не торгуя данными пользователей

Фото:  Vivaldi Technologies
Фото: Vivaldi Technologies

Почему пользователь не должен быть продуктом и в чем разница между приватностью и безопасностью, Фокусу рассказал глава Vivaldi Technologies Йон фон Течнер.

В 2011 году сооснователь Opera Software, Йон фон Течнер, покинул компанию и решил создать новый браузер, который бы ставил во главу угла конфиденциальность пользовательских данных. Четыре года спустя на рынке был презентован новый браузер — Vivaldi, последняя версия которого способна защитить от веб-трекеров, блокировать рекламу и делает навигацию максимально простой и удобной. В интервью Фокусу Йон рассказал, каким образом браузеры способны защитить пользователей от слежки и сбора данных, почему в последнее время появилось большое количество эксплореров, чем хороши максимально кастомизированные продукты и на чем они зарабатывают браузеры, не передающие пользовательские данные третьим лицам.

Что вас не устраивало в Opera Software? Почему вы решили покинуть компанию, которой посвятили 15 лет?

— Я покинул Opera Software после разногласий с инвесторами по поводу направления развития продукта. Компания пошла в совершенно другом направлении, отбросив исходный код, на котором была написана Opera, и выбрала другой путь в отношении дизайна пользовательского интерфейса.

Поэтому вы решили создать собственный продукт?

— Да. Возникла потребность в браузере, который следовал бы основным принципам старого Opera, а именно: ставить пользователя на первое место и не бояться добавления полезных функций. Большинство браузеров, включая Opera, не придают значения функциональности, мы же уделяем ей много внимания.

Чем ваш браузер существенно отличается от Opera?

— Мы создаем браузер, который работает как онлайн-инструмент со множеством встроенных функций. Так пользователи могут в меньшей степени полагаться на расширения, а больше использовать функции, доступные в самом браузере. Но поскольку мы используем открытый исходный код проекта Chromium, то пользователи могут добавлять любые расширения Chrome в ПК-версии браузера.

Почему выбрали движок Chromium, а не создавали свой?

— Мы выбрали Chromium, так как его код оказался хорошо защищенным от уязвимостей и широко используемым. Код других движков был либо недоступен, либо подвергался существенным изменениям, а разработка нового движка это очень затратный по времени и другим ресурсам процесс. Современное ядро браузера по сложности приближается к разработке операционной системы.

Vivaldi хоть и сделан на движке Chromium, который поддерживается компанией Google, общего у нас мало. Главной идеей команды было создать браузер с функциями, которых не хватает у других. Поэтому разработчики сосредоточились на создании собственного настраиваемого интерфейса — той части браузера, с которой взаимодействует пользователь.

Большое сообщество вокруг проекта Chromium также означало, что команда Vivaldi сможет извлечь выгоду из постоянных улучшений кода, над которыми работает множество разработчиков, в том числе и наших.

На рынке уже существуют Microsoft Edge, Comodo Dragon, Colibri, Brave, Epic Browser, SRWare Iron, Opera, Google Chrome, Firefox, Waterfox и пр. Как ваш продукт будет с ними конкурировать? За счет чего?

— Vivaldi имеет больше встроенных функций и большую гибкость, чем любой другой браузер. Вы можете выбрать цвет фона, общую тему оформления, поэкспериментировать с адресной строкой и стартовой страницей. Наш код также позволяет перетаскивать и группировать вкладки, веб-страницы, добавлять заметки и работать с веб-панелями. Пользовательский интерфейс Vivaldi поддерживает быстрые команды и жесты мышью.

Вкладки можно группировать, переименовывать, закреплять, выгружать из памяти, одновременно просматривать несколько рабочих вкладок в одном окне. Есть возможность размещения вкладок слева или справа в окне браузера. Вы можете давать названия стопкам вкладок и искать их при помощи быстрых команд.

Для удобства тех, кому нравится держать большое количество открытых вкладок, браузер поддерживает "спящий режим" как для отдельных вкладок, так и для сгруппированных, освобождая ресурсы, пока этими вкладками не пользуются.

Есть функция, позволяющая сделать снимок страницы, — в других браузерах, как правило, для этого вам понадобятся расширения.

Насколько кастомизирован ваш продукт? И вообще, как вы считаете, почему разработчики крайне мало уделяют внимания кастомизации продуктов?

— Существует конфликт между кастомизацией и простотой. Кому-то нужны сотни функций, чтобы повысить продуктивность, а кто-то предпочитает минимализм. Важный момент в кастомизации — возможность отключения функций, пользователь сам должен выбрать, какие инструменты ему активировать, а какие ему не нужны.

Vivaldi — один из самых кастомизированных браузеров, причем мы являемся сторонниками встроенных инструментов. Что касается других браузеров, то им быть кастомизированным часто помогают магазины расширений.

Какова аудитория вашего продукта на сегодняшний день?

— Около 1,6 млн. Украина, Беларусь, Россия — у нас в приоритете, тут нам хочется повысить известность, так как в этих странах в свое время очень любили Opera, поэтому хотелось бы работать с этими большими и хорошими сообществами.

Как вы считаете, может ли браузер стать своего рода капсулой, внутри которой пользователь сможет формировать свою интернет-действительность и вести свою интернет-деятельность?

— Конечно. Я бы дже сказал, что это его основная функция — быть инструментом для работы в сети, причем настраиваемым по пожеланию пользователя.

Как браузеры решают проблему безопасности и конфиденциальности пользовательских данных? К примеру, я знаю, что сайты могут собирать информацию, даже если я открываю их в режиме "Инкогнито". Может ли браузер препятствовать сбору информации о пользователе на 100%?

Важно
Стать интернет-невидимкой. Пять советов, как скрыть свои личные данные в сети
Стать интернет-невидимкой. Пять советов, как скрыть свои личные данные в сети

— Безопасность — очень емкое понятие. Основы безопасности — это такие вещи, как шифрование соединения, безопасная обработка паролей, правильное отображение адреса веб-сайта, предотвращение запуска ненадежного кода на компьютере и множество других компонентов. Браузер — это "место", где пользователь хочет быть в безопасности, и большинство браузеров отлично справляются с этой задачей.

К вопросам безопасности браузеры относятся серьезно. У нас, к примеру, есть несколько хороших функций, обеспечивающих безопасность. Это подсветка базового домена сайта (это помогает распознать, какая компания контролирует домен и, как следствие, предотвратить мошенничество или фишинговые атаки); обнаружение и защита от веб-сайтов, которые пытаются убедить пользователя загрузить вредоносное ПО или выдавают себя за другие веб-сайты, чтобы обманом заставить раскрыть конфиденциальную информацию, такую ​​как пароли или личные данные.

Когда мы говорим о приватности, первым делом имеем в виду наличие в браузере режима приватности. Он позволяет скрывать историю вашего просмотра от других пользователей вашего компьютера. В большинстве браузеров есть такая функция. Но некоторые разработчики, порой, дают ей не совсем точное название, из-за чего создается впечатление, что активированный приватный режим может скрыть пользователя и от веб-сайтов, хотя на самом деле он этого не делает.

Приватный просмотр может привести к тому, что веб-сайты предоставят новый набор отслеживающих файлов cookie, возможно, потеряв информацию, которую они собрали о вас ранее, но некоторые данные по-прежнему будут им известны, например, разрешение экрана, и, если вы не используете расширенный VPN, ваш IP-адрес.

Также довольно сложно полностью спрятаться от трекеров веб-сайтов — они могут видеть крошечные различия в том, как вы используете клавиатуру или перемещаете мышь, — блокировщик слежки Vivaldi здесь играет большое значение. Вместо того чтобы пытаться заблокировать каждое действие, которое, веб-сайт может использовать для вашей идентификации, наш инструмент просто блокирует работу самих трекеров.

Как и на чем зарабатывают браузеры?

— Многие компании, в том числе браузеры, построены на модели сбора данных — они создают профили пользователей и продают их рекламодателям. Трудно представить, что IT-бизнес может выжить, не продавая личные данные рекламным сетям и крупным компаниям.

А на чем зарабатываете вы?

— Vivaldi получает доход от партнерских сделок с поисковыми системами. Каждый раз, когда вы выполняете поиск с помощью одной из предустановленных поисковых систем, вы помогаете нам расти. Мы сотрудничаем с DuckDuckGo, Qwant, Ecosia, Startpage, Yahoo!, Bing и Яндекс.

Единственное исключение — Google: мы не зарабатываем деньги, когда вы выполняете поиск в этой поисковой системе.

Мы также получаем доход от партнерских сделок — размещаем ссылки на сайты партнеров в качестве закладок (которые можно удалить). Когда вы впервые устанавливаете Vivaldi, вы увидите на стартовой странице закладки со ссылками на сайты партнеров, например, Booking.com, eBay, AliExpress, Tripadvisor или Airbnb.

Мы создаем браузер, но то, как его используют пользователи и кто они — их интересы, доход, личность — не наше дело. На самом деле, это наша работа и ответственность — защищать данные.

Какие уязвимости существуют у браузеров? На что пользователям следует обратить внимание?

— За 30 лет существования браузеров разработчики научились предвидеть и решать проблемы, связанные с безопасностью. Опасности могут заключаться в том, что веб-сайт может начать загрузку файлов без разрешения, или заставить браузер запускать код на компьютере без разрешения пользователя. Важно то, насколько эффективно и как быстро компания-разработчик реагирует на такого рода проблемы и исправляет их.

Разработчики Vivaldi и разработчики движка Chromium получают обновления для гипотетически вредоносных программ (как и все браузеры). Хорошо то, что представители обеих сторон ведут исследования, чтобы предотвратить появление вирусов, прежде чем кто-то из пользователей подвергнется опасности. Вот почему очень важно вовремя устанавливать обновления программного обеспечения.

Некоторые браузеры начали обеспечивать защиту конфиденциальности, блокируя нежелательную рекламу и слежку. В Vivaldi тоже есть встроенные блокировщики. Если они активированы, компаниям сложнее создавать пользовательские профили, но иногда это может нарушить работу самих сервисов, поскольку отслеживание может быть неотъемлемой частью их работы. Найти баланс здесь может быть сложно. Например, мы предлагаем пользователю самому выбирать уровень блокировки даже на отдельных сайтах.

Также мы рекомендуем не отключать защиту от фишинга и вредоносного ПО и дважды проверять поле адреса, прежде чем загружать свои файлы на какой-либо сайт.

При выборе браузера убедитесь, что его производитель не собирает данные. Сомнительны те браузеры, которые располагают встроенными функциями конфиденциальности, но затем создают профили пользователей и предлагают рекламную платформу на основе этих данных. Я считаю, что пользователь всегда должен оценивать бизнес-модель любого такого сервиса, а также его право собственности.

Какими будут браузеры через 10, 20 лет?

— Интернету более 30 лет. За это время мы наблюдали развитие браузеров, но многое осталось прежним. Люди стали больше работать в браузере. Все больше приложений основаны на веб-технологиях. Я верю, что так будет и дальше.

Браузеры выйдут на новый уровень работы с контентом, появятся новые методы взаимодействия с пользователем, некоторые из которых мы уже наблюдаем, например улучшенное голосовое управление и виртуальная реальность (VR).

Беспокойство вызывает то, что произойдет со сбором данных и конфиденциальностью. Будем надеяться, что в ближайшие годы появятся более строгие законы и нормативные акты, которые не позволят компаниям собирать данные пользователей в таких масштабах.

Важно
Китай разрешил своим гражданам ограниченный доступ к Twitter, Facebook и YouTube
Китай разрешил своим гражданам ограниченный доступ к Twitter, Facebook и YouTube