Спасти рядового InSight. Один из аппаратов NASA оказался в критической ситуации на Марсе

InSight, Марс, зонд, космический аппарат
Фото: NASA/JPL-Caltech

Космическое агентство было вынуждено перевести спускаемый модуль в режим гибернации.

Марсианский посадочный модуль NASA InSight стоимостью 800 млн долларов находится в энергетическом кризисе. Об этом сообщает Science Alert.

Аппарат InSight, приземлившийся на марсианской равнине Равнина Элизий в 2018 году, обнаружил более 500 землетрясений на Марсе, более 10 тыс. пылевых дьяволов и начал анализ ядра планеты.

Но в последние несколько месяцев InSight боролся за свою жизнь, поскольку непредсказуемая погода на Красной планете угрожает уничтожить робота.

В отличие от других мест, куда NASA отправляло свои марсохода, на Равнине Элизий не было сильных ветров в последнее время.

Мощные порывы ветра, называемые "уборщиками", необходимы для того, чтобы сдувать марсианскую пыль с солнечных панелей роботов NASA. Без их помощи на InSight скопился толстый слой пыли. Он мешает аппарату подзаряжаться от солнечного света.

Солнечные панели InSight смогли выработать только 27% от своей энергоемкости в феврале, когда на Равнине Элизий приближалась зима. Поэтому NASA решило перевести посадочный модуль в "режим гибернации", отключая каждый день разные инструменты. Вскоре робот отключил все функции, которые не нужны для его выживания.

Приостановив свои научные операции, посадочный модуль должен иметь возможность сэкономить достаточно энергии, чтобы поддерживать свои в тепле во время холодных марсианских ночей, когда температура падает до -90 градусов по Цельсию.

"Количество электроэнергии, доступной в течение следующих нескольких месяцев, действительно будет зависеть от погоды", – говорит руководитель проекта InSight Чак Скотт.

Существует постоянный риск фатального сбоя питания, если батареи модуля разрядятся, он может никогда не восстановиться.

"Мы надеемся, что сможем вернуть его к жизни, особенно после такой длительно гибернации. Но это будет рискованная операция", – добавляет главный исследователь InSight Брюс Банердт.

Агентство рассчитывает возобновить полноценную работу InSight после того, как Марс снова повернется к Солнцу в июле. Если робот сможет пережить марсианскую зиму, он продолжит отслеживать землетрясения и погода до 2022 года.

Дефицит мощности InSight повлиял на решение NASA отказаться от работы роющего зонда, который должен бы в январе измерить температуру в марсианской коре. Теперь ученые упускают еще больше данных, поскольку спускаемый аппарат отключает свои инструменты. Его измерения погоды на Марсе стали скудными, и в следующем месяце аппарат перестанет прислушиваться к землетрясениям.

Банердт говорит, что аппарат может пропустить несколько сильных землетрясений, но это стоит того, чтобы спасти InSight.