Далеко-далеко в космосе. "Вояджер-1" обнаружил вибрации в межзвездном пространстве

Вояджер, космический зонд, межзвездное пространство
Фото: NASA/JPL-Caltech

Зонд NASA забирается все дальше в неизведанные области, делая новые открытия на своем пути.

Спустя почти 10 лет полета в межзвездном пространстве, космический аппарат NASA "Вояджер-1" обнаружил слабый, но постоянный гул межзвездного газа. Об этом сообщает Forbes.

Астрономы из Корнельского университета отмечают, что после перехода в локальную межзвездную среду аппарат обнаружил постоянные колебания плазмы. Открытие было сделано на расстоянии примерно в 10 астрономических единиц (а.е.), где 1 а.е. соответствует пути от Земли к Солнцу.

"Измеряя изменения в плазме, мы можем построить карту распределения плазмы на пути Вояджер-1", – говорит ведущий автор статьи из Корнельского университета Стелла Окер.

Такие данные позволяют узнать больше о процесса, которые определяют, как плазма ведет себя и взаимодействует с частицами и магнитными полями в межзвездной среде.

Тем не менее, несмотря на существование такой плазмы (газ из атомов и молекул, лишенный одного или нескольких электронов), в межзвездном пространстве по-прежнему очень много пустот.

В этой плазме на каждый кубический сантиметр приходится около 0,1 атома, тогда как воздух, которым люди дышат на Земле, содержит миллиарды атомов на каждый кубический сантиметр, говорит Окер.

"Плотность, которую нам удалось измерить, соответствует нашим ожиданиям, учитывая предыдущие измерения Вояджера", – отмечает ученая.

Но все же открытие "Вояджера" стало неожиданностью.

"Сигнал этих вибраций маскируется чуть выше порога шума прибора Вояджера-1 Plasma Wave System (PWS), поэтому в данных мы не ожидали найти ничего подобного", – подчеркивает эксперт.

Ранее космический аппарат пытался отслеживать так называемые "события плазменных колебаний" для измерения плотности межзвездного пространства. Они происходят, когда выбросы солнечной корональной массы посылают ударные волны, распространяющиеся через всю Солнечную системы, вызывая массивные, но короткие колебания вокруг "Вояджер-1".

"Но мы смогли обнаружить слабые колебания даже тогда, когда Солнце не выбрасывает корональную массу", – говорит Окер.

Тот факт, что слабые колебания плазмы настолько устойчивы во времени, говорит о том, что "Вояджер-1" может почти непрерывно измерять плотность пространства вокруг себя. Данные дают ученые наиболее полную картину того, как плазма распределяется в межзвездной среде за пределами гелиосферы.

Правда, в полученных данных пока остается много неясного.

"Мы пока не знаем, почему мы начали регистрировать эти вибрации только с января 2017 года, но не раньше", – рассказывает Окер.

Тем не менее, пока "Вояджер" будет собирать данные о колебаниях, он сможет прогнозировать межзвездную космическую погода.

"Вояджер" движется в том же направлении, что и Солнце. В некотором смысле аппарат исследует состояние межзвездной среды впереди нас", – отмечает автор исследования.

Окер надеется, что "Вояджер-1" продолжит фиксировать сигнал по крайней мере еще несколько лет.

Слабые плазменные колебания, по-видимому, являются особенностью ближней межзвездной среды, и это открывает новые возможности для следующего межзвездного зонда.

"Будущий зонд может быть разработан для очень точного обнаружения таких сигналов, а это значит, что будущая миссия сможет беспрерывно измерять плотность космоса с еще большей точностью, чем "Вояджер-1", – подытожила Окер.

Запущенный в сентябре 1977 года "Вояджер-1" движется со скоростью более 60 тыс. км/ч и остается самым удаленных объектом в космосе, созданным человеком.