Как на Татуине. Ученые назвали 5 потенциально обитаемых звездных систем

Kepler-35 b, космос, звездные системы, планеты
Фото: Скриншот: YouTube | Kepler-35 b.

Эксперты для анализа использовали такие данные, как масса звезд, их яркость и местоположение, собранные телескопом "Кеплер".

Единственной отправной точкой, по которой можно измерить обитаемость экзопланет: Земля. Жизнь развилась именно на этом удивительно бледно-голубом космическом объекте, вращающемся вокруг единственной звезды в середине спирального рукава ничем не примечательной галактики, пишет Science Alert.

Однако большинство звезд в Млечном Пути не похожи на Солнце, они находятся в космосе в полном одиночестве. Тем не менее, до 85% из них могут иметь по крайней мере одного спутника на общей орбите.

К сожалению, это довольно усложняет поиск внеземной жизни, поскольку потенциальную обитаемость легче оценить вокруг одиночных звезд. Кроме того, чтобы преградить развитие любой микробной жизни, двойные спутники вызывают дополнительные гравитационные взаимодействия и звездное излучение.

Несколько лет назад астрофизик Зигфрид Эггл, ныне работающий в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне и Вашингтонском университете, разработал аналитическую схему для определения обитаемых зон двойных звезд.

Теперь он и его коллеги — Николаос Георгакаракос и Ян Доббс-Диксон из Нью-Йоркского университета Абу-Даби в ОАЭ, применили эту схему к известным двойным экзопланетам-носителям, в новой попытке найти потенциальную внеземную жизнь.

"Чтобы создать методологию, необходимую для идентификации систем с двумя солнцами, способных поддерживать обитаемые планеты, подобные Земле, мы использовали такие данные, как масса звезд, их яркость, местоположение гигантской планеты и другие параметры, собранные орбитальным телескопом "Кеплер", — рассказал Эггл

Все девять систем, которые изучала команда в своем новом исследовании, опубликованном в Frontiers in Astronomy and Space Sciences, были идентифицированы миссией "Кеплер": Kepler-16, Kepler-34, Kepler-35, Kepler-38, Kepler-64, Kepler-413, Kepler-453, Kepler-1647 и Kepler-1661.

"Этот аналитический метод, почти не требует вычислительных усилий. Преимущество нашего подхода заключается в том, что любой может взять наши уравнения и применить их к другим системам, чтобы определить, где лучше всего искать миры, подобные Земле", — подчеркнул Эггл.

Две из девяти систем были признаны особо опасными. Планеты-носители Kepler-16 и Kepler-1647, слишком неудачно расположены для создания стабильной обитаемой зоны — области, где экзопланеты находятся не так близко к звезде, чтобы поверхностная вода испарялась, и не так далеко, чтобы она полностью замерзла.

Более того, из-за гравитационных искажений двойного спутника Kepler-16 имеет меньшую обитаемую зону. В обеих системах гигантская планета делает всю обитаемую зону динамически нестабильной.

Однако в пяти системах действительно могут существовать "населенные" миры: Kepler-34, Kepler-35, Kepler-38, Kepler-64 и Kepler-413, причем Kepler-38 особенно перспективен. Тем не менее, условия для обитаемости на любой планете с двумя солнцами требуют сложного балансирования.

"Если планета подойдет слишком близко к своим солнцам, ее океаны могут попросту испариться. А если планета находится слишком далеко или даже выбрасывается из системы, вода на ее поверхности в конечном итоге замерзнет, как и сама атмосфера. Как только мы подтвердим, что потенциально обитаемая планета находится на стабильной орбите, мы сможем продолжить исследовать, сколько излучения она получает от двух звезд с течением времени", — добавил Эггл.

Благодаря телескопу "Кеплер", исследователи знают, что экзопланеты действительно могут образовываться в двойных звездных системах, даже с гравитационными искажениями. Работа команды показывает, что они также могут быть обитаемыми.

"При поиске экзопланет, на которых могла бы существовать жизнь, желательно использовать широкую сеть, но не в том случае, если она будет улавливать системы, которые, как мы знаем, весьма негостеприимны", — заключили эксперты.

Это новое открытие может помочь определить параметры для будущих работ по поиску жизни за пределами нашей собственного крошечной родной Земли.