"Неизвестная физика" Эйнштейна. Ученый в утерянном письме британскому инженеру сделал важное открытие

Альберт Ейнштейн
Фото: Oxford Science Archive

В недавно найденном письме известный физик предположил, что существует связь между миграциями птиц и "неизвестными" физическими процессами.

Альберт Эйнштейн сделал данное открытие за много десятилетий до того, как ученые осознали, что птицы могут использовать квантовую физику для навигации на большие расстояния, сообщает Livescience

Напечатанное на машинке письмо Эйнштейна, работавшего в то время в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, было адресовано бывшему радиолокационному инженеру британского Королевского флота, который жил в Борнмуте, Англия. Его содержание демонстрирует как необычайное восприятие Эйнштейна, так и его готовность рассказывать публике о своей работе, — говорит Адриан Дайер, ученый из Королевского Мельбурнского технологического института в Австралии.

"Эйнштейн получал большое количество писем от широкой публики и очень часто находил время, чтобы ответить на них", — говорит Дайер. "Это один из величайших ученых 20-го века, и он хотел делиться своими знаниями и разговаривать с людьми".

Впервые ученые узнали о существовании письма после публикации в 2019 году в журнале Science Advances исследования, в котором говорится, что пчелы способны к элементарным математическим действиям, включая сложение и вычитание.

Пенсионерка Джудит Дэвис, услышала по радио рассказ об их исследовании и нашла статью об этом в Интернете. Затем она связалась с учеными, чтобы объяснить, что Эйнштейн написал ее мужу письмо в 1949 году, выражая аналогичные идеи, говорит Дайер.

Дайер и его коллеги были удивлены, узнав о письме Эйнштейна 72-летней давности, и попросили показать его. Исследователи из архива Альберта Эйнштейна Еврейского университета в Иерусалиме, куда Эйнштейн завещал свои заметки, письма и записи, подтвердили подлинность письма.

Письмо Эйнштейна ныне покойному мужу Джудит Дэвис, Глину Дэвису, относительно короткое, всего несколько предложений , но в нем описаны мысли Эйнштейна о том, как некоторые типы поведения животных могут быть вызваны неизвестными физическими процессами.

Дайер говорит, что в письме Дэвиса Эйнштейну, которое, похоже, было утеряно, поднимались вопросы эхолокации у летучих мышей и восприятия поляризованного света пчелами. Возможно Глин Дэвис, вдохновился научными статьями того времени об исследовании восприятия пчел ученого Карла фон Фрича, который был лично знаком с Эйнштейном, говорит Дайер.

Дэвис работал над первыми радиолокационными системами в Королевском флоте во время Второй мировой войны и, кажется, высказал идею, что некоторые животные могут использовать аналогичные методы для навигации.

"Мы предполагаем, что Глин Дэвис был умным инженером, и что он писал Эйнштейну в этом контексте, спрашивая о чувствах животных и навигации", — говорит Дайер.

Большая часть работ Эйнштейна лежит в основе фундаментальных технологий 21 века, включая его общую теорию относительности, которая позволяет вносить поправки в систему GPS, используемую на смартфонах, а также определяет крупномасштабную структуру Вселенной.

Он также был одним из первых сторонников концепций квантовой физики, но его не устраивало ее значение. "Бог не бросает кости", — написал он однажды в 1926 году, чтобы выразить свое недовольство идеями квантово-механической случайности.

Его письмо Дэвису предполагает возможность того, что изучение навигационных способностей некоторых птиц во время дальних миграций может "однажды привести к пониманию какого-то физического процесса, который еще неизвестен".

Дайер отмечает, что ученые только недавно предположили, что магнитное чутье у птиц, которое, кажется, позволяет им перемещаться во время миграции, может быть основано на квантово-физических процессах в белках, называемых криптохромами, через много десятилетий после того, как Эйнштейн послал письмо Дэвису.

Хотя Эйнштейн тогда не мог знать, что птицы могут использовать квантовые физические процессы, его письмо Дэвису показывает следы исключительного восприятия идей, которыми он был знаменит, говорит Дайер.

Напомним, что ученые нашли загадочное "шестое чувство" у летучих мышей