Экологическая мода будущего: пальто из морских водорослей и обувь из грибов
Технологические инновации дают индустрии моды шанс стать более экологичной.
От изготовления одежды из водорослей, окрашивания одежды бактериями до вживления отслеживаемых пигментов в хлопке — новая волна технологических инноваций дает индустрии моды шанс исправить свои плачевные экологические показатели, сообщает Phys.
По данным Фонда Эллен МакАртур, необходимы срочные изменения, поскольку легкая промышленность потребляет 93 миллиарда кубометров воды в год, сбрасывает 500 000 тонн пластиковых микроволокон в океан и является причиной 10 процентов мировых выбросов углерода.
Растущие потребности в изменениях вызывает оригинальные решения, например такие, как плащ из морских водорослей от дизайнера из Нью-Йорка Шарлотты МакКарди.
Она изготовила в лаборатории мерцающий пластик из водорослей для оригинальной и безуглеродной одежды.
Такая вряд ли появится в магазинах. Дизайнер рассматривает ее скорее как способ продемонстрировать, что безуглеродная одежда возможна.
"Разработка материалов идет так медленно, и так сложно конкурировать с приложениями для смартфонов за финансирование. Честно говоря, я серьезно отношусь к изменению климата, но у меня нет времени", — говорит МакКарди.
А голландские дизайнеры Лаура Лачтман и Ильфа Зибенхаар из Living Color, находят способы уменьшить токсичные химические вещества и интенсивное потребление воды при окрашивании одежды. Они делают это с помощью бактерий.
Некоторые микроорганизмы выделяют естественные пигменты по мере своего размножения и, размещая их на ткани, окрашивают одежду в яркие цвета и узоры. Они бесплатно разместили свое исследование Интернете, но они не заинтересованы в массовом производстве.
Но есть те, кто надеется, что подобные идеи может использовать большой бизнес.
Калифорнийский стартап Bolt Threads недавно объединился с Adidas, Lululemon, Kering и Stella McCartney, чтобы построить мощности для производства Mylo, кожи, сделанной из корней грибов.
Маккартни представила свою первую коллекцию Mylo в марте, а Adidas пообещал кроссовки Mylo к концу года.
Некоторые эксперты скептически относятся к тому, что подобные инициативы могут привести к масштабным изменениям.
"Возможно, некоторые из этих вещей закрепятся в отрасли, но планка для инноваций очень высока", — говорит Марк Самнер, эксперт по устойчивому развитию из Школы дизайна Университета Лидса.
"Это очень разнообразная отрасль, в которой тысячи заводов занимаются разными делами. Это не похоже на автомобильную промышленность, где вам нужно всего лишь убедить шесть или семь крупных компаний попробовать что-то новое".
Самнер считает, что наибольший эффект дает улучшение, а не замена существующих систем производства, и говорит, что давление со стороны потребителей и общественных организаций означает, что это уже происходит.
"Разные стратегии должны работать вместе", — говорит Селин Семаан, основатель фонда Slow Factory, который поддерживает многочисленные инициативы в области социальной и экологической справедливости в сфере моды.
"Технологии не решат проблемы сами по себе. Для этого нужны политика, культура, этика", — говорит Семаан.
Технологии могут сыграть важную роль в понимании того, откуда берутся ткани и другое сырье, где произведена одежда.
Например, компания Fibretrace вживляет в нити неразрушимый биолюминесцентный пигмент. Любую одежду можно потом отсканировать как штрих-код, чтобы определить ее происхождение.
"Вы не сможете определить воздействие чего-либо на окружающую среду, если не знаете, где это было произведено", — говорит Эндрю Олах, директор по продажам Fibretrace.