Старше динозавров. Ученые нашли самую древнюю воду на Земле

вода, шахта, Канада
Фото: UTORONTO

Открытие было сделано в одной из самых глубоких шахт в мире в Канаде.

Ученые обнаружили самую древнюю воду на Земле в бассейне под Канадой, ей не менее 2 млрд лет. Об этом сообщает Science Alert.

Сперва исследователи обнаружили воду, чей возраст составляет около 1,5 млрд лет, в шахте Кидд в Онтарио. Но после более глубоких исследований ученые нашли источник намного древнее.

Первоначальное открытие было сделано на глубине около 2,4 км в одном из туннелей шахты. Но общая глубина шахты в 3,1 км дала возможность ученым забраться поглубже.

"Первая находка показала нам, насколько древней может быть проточная вода, и подтолкнула нас к дальнейшим исследованиям. Мы воспользовались тем, что шахта уходит глубоко под землю", – говорит геохимик Барбара Шервуд Лоллар из Университета Торонто.

Самый древний источник был обнаружен на глубине около 3 км, и по словам Лоллар, он достаточно большой.

"Когда люди слышат об источнике, они представляют себе небольшое количество воды, заключенное в камне. Но на самом деле вода в них течет со скоростью несколько литров в минуту, что намного превосходит все ожидания", – отмечает эксперт.

Подземные воды обычно текут намного медленнее по сравнению с поверхностными водами – не более 1 метра в год. Но при открытии скважин, пробуренных в шахте, вода текла со скоростью около 2 литров в минуту.

Анализируя газы, растворенные в этой древней грунтовой воде, включая гелий, неон, аргон и ксенон, исследователи смогли узнать ее возраст – 2 млрд лет.

Геохимические условия в этих древних водоемах, отрезанных от поверхности, сами по себе могут быть отличным местом для поддержания микробной жизни – независимой подземной экосистемы. Такая жизнь может существовать на протяжении миллиардов лет.

"Если геологические процессы могут естественным образом обеспечить стабильный источник энергии в этих породах, современная наземная и подземная биосфера могут значительно расшириться", – добавляет Лоллар.

Это означает, что не только на Земле может добавиться обитаемых мест, они также могу появиться и на других планетах.

"Если это сработает с древними источниками на Земле, то аналогичные процессы могут делать марсианские недра пригодными для жизни", – объясняет геохимик.