Скрытая история "Монополии": как прогрессивная феминистка и экономист сформировали классическую игру
"Монополия" — одна из самых популярных настольных игр современности. Ее цель — довести до банкротства всех остальных игроков. Однако что на самом деле скрывается за игрой с противоречивыми поворотами и социалистическими принципами.
"Монополия", всемирно признанная настольная игра, ставшая традицией детства, предусматривает стратегическое приобретение собственности и безжалостное установление непомерной арендной платы, чтобы довести оппонентов до финансового краха. Игровой процесс игры является воплощением капиталистических принципов, олицетворяя общество, управляемое собственностью и погоней за прибылью, часто за счет других, пишет Ancient Origins.
У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Вопреки распространенному мнению, такой результат не был изначальным намерением при создании игры. Корни "Монополии" можно проследить до идей Генри Джорджа, выдающегося экономиста 19-го века. В своей влиятельной книге "Прогресс и бедность" Джордж предлагал ввести единый налог на стоимость земли, вместо того, чтобы облагать налогом доходы, полученные от труда.
Согласно его взглядам, землю следует считать общественным ресурсом и облагать ее налогами с целью получения общественного дохода, таким образом перекладывая налоговое бремя с рабочих на зажиточных землевладельцев.
Согласно традиционной истории, игра возникла во время Великой депрессии 1930-х годов, ее изобрел безработный Чарльз Дарроу, который впоследствии продал ее братьям Паркер в 1935 году, благодаря чему и он, и разработчики игры обогатились.
Однако эта широко распространенная история — выдумка. Изначально известная как The Landlord's Game, игра на самом деле была детищем Элизабет Мэги, прогрессивной и многогранной женщины. Описанная как левая феминистка, активистка, писательница и изобретательница, она посвятила годы совершенствованию своего творения, прежде чем получить на него патент в 1904 году.
Примечательно, что изобретательница включила в игру несколько отличительных особенностей, в частности культовый уголок "попасть в тюрьму". Игра служила педагогическим инструментом для ее левой идеологии, хотя один аспект первоначальной концепции женщины не выдержал критики.
Оригинальная итерация игры содержала два набора правил: один для монополистов, а другой для антимонополистов. Сначала игроки должны были играть по правилам монополистов, а затем перейти к антимонопольным правилам, которые учитывали принципы Генри Джорджа. Целью было проиллюстрировать преимущества единого налога на земельные богатства и последующее перераспределение богатства между игроками.
Хотя The Landlord's Game стала культовой после ее самостоятельной публикации в 1906 году, ее коммерческий успех оставался ограниченным. Однако она получила значительную популярность среди левых интеллектуалов, которые изготавливали ручные копии с собственными персонализированными названиями улиц и дополнительными элементами.
В 1932 году Чарльз Дарроу наткнулся на игру во время визита к другу, и она произвела на него глубокое впечатление. Он быстро присвоил концепцию, внес изменения в ее дизайн и в конце концов продал права на нее компании Parker Brothers, которая начала продавать игру под названием "Монополия" в 1935 году.
Братья Паркер, узнав о патенте Мэгги, хитростью приобрели права всего за 500 долларов, намеренно скрывая свои истинные мотивы и огромный потенциал игры для получения прибыли.
Также Фокус писал о сокровище викингов: игральной фигурке, украшенной причудливо вырезанными руническими надписями. Ранее было известно лишь об одной такой в мире.
А также мы рассказывали, что настольные ролевые игры имеют терапевтический эффект. Одна из таких — "Подземелья и драконы".