Виноваты предки с ногами во рту: ученые рассказали, почему у пауков 8 ног

пауки, ноги пауков
Фото: Shlomi Aharon | Любопытный факт - пауки носят свои ноги на лице

Исследователи считают, что строением своего тела этим существа обязаны предкам, которые весьма странным образом научились использовать свои придатки.

Похоже, идеального количества ног на Земле просто не существует: у людей их две, собаки предпочитают передвигаться на четырех, насекомые использует шесть, а у многоножек их количество и вовсе может превышать 1000. В ходе нового исследования ученые попытались ответить на вопрос, что заставило пауков довольствоваться восемью ногами, пишет Live Science.

По словам доцента палеонтологии беспозвоночных в Государственном университете Нью-Йорка, Томаса Хегна, самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что у пауков 8 ног, потому что "их родители были такими". Если промотать историю восьминогих пауков на 500 миллионов лет назад, мы придем к линии хелицератов — группа членистоногих, к которой относятся и пауки. Если мы продвинемся еще на 41 миллион лет назад, мы окажемся в океане, среди лобоподов — предков всех членистоногих.

Отметим, что под названием "лобопод" ученые подразумевают большое разнообразие видов с довольно простыми телами. По сути, они представляли собой червеобразных существ с сегментированными телами — при этом на каждом из сегментов располагались одинаковые пары коротких ног, а этот рисунок сохранялся по всей длине их тела. Эволюция лобоподов привела к тому, что они начали специализировать свои ноги и сращивать сегменты тела. В результате ранние хелицераты, по-видимому, слили свои сегменты в два больших — брюшко и голову. Любопытным кажется то, что голова сохранила ноги, а брюшко напротив — лишилось их, впрочем, исследователи до сих пор не понимают, почему это произошло.

По словам Хегна, исследователям до сих пор неизвестно, что заставило хелицератов остановиться на своих 8 ногах, однако ученым многое известно о том, откуда взялись их ноги в принципе. По словам биолога-эволюциониста и директора Морской биологической лаборатории при Чикагском университете, Нипама Пателя, на самом деле ноги предков пауков являются частью их рта. Исследователи отмечают, что все придатки членистоногих, в том числе ноги, усики и даже мандибулы (челюсти) легко проследить до короткого придатка лобопод.

паук предок лобопод Fullscreen
Шипастый лобопод Hallucigenia жил в кембрийский период. Обратите внимание, что каждый сегмент имеет два придатка
Фото: Getty Images

По словам Пателя, если взглянуть на эмбрион паука, легко заметить, что он выглядит точно так же, как и эмбрион насекомого. За исключением того, что ноги у него растут лишь на голове — однако вместо того, чтобы использовать их для питания, пауку предпочитают двигаться с помощью своих них.

Исследователи отмечают, что причина, по которой пауки фактически ходят с придатками на лице, уходит своими корнями к лобоподам и первоначальному строению тела хелицератов. По словам научного сотрудника Морской биологической лаборатории Хизер Брюс, изначально все ноги предков пауков были одинаковыми, однако со временем придатки стали все больше различаться — одни использовались для захвата пищи, другие для восприятия или передвижения.

Исследователи отмечают, что со временем придатки предков пауков утратили свои сенсорные возможности и превратились в клыки, вторая пара ног хелицератов превратилась в набор хватательных придатков — педипальпамы, а следующие четыре ноги остались в качестве набора, который используется для передвижения. При этом все другие конечности были утеряны.

Ранее Фокус писал о том, что ученые обнаружили, что одни из самых больших пауков в мире крайне застенчивы.