телескоп Хаббл
Фото: NASA | Телескоп Хаббл все или еще нет: NASA рассказало о состоянии обсерватории после аварии

Космический телескоп Хаббл пережил несколько остановок в своей работе из-за выхода из строя одного из гироскопов.

Начиная с 23 ноября космический телескоп Хаббл не проводил наблюдений за космосом, так как он автоматически перешел в безопасный режим. Это была уже третья за несколько дней остановка работы обсерватории. Ученые из NASA выяснили, что проблема возникла в работе одного из гироскопов Хаббла. Теперь же стало известно, что обсерватория снова начала свою работу, хотя не все приборы еще включены, пишет ScienceAlert.

Фокус уже подробно писал о том, что телескоп Хаббл пережил сразу три автоматические остановки в работе, последняя из которых привела к полному прекращению наблюдений за космосом несколько недель назад.

Космический телескоп прервал свою работу из-за того, что один гироскопов (устройство, позволяющее обсерватории наблюдать за нужными ей объектами) начал выдавать неправильные данные. Таких гироскопов у Хаббла раньше было шесть, но теперь осталось только три, да и те, как оказалось, могут нарушить работу 33-летней обсерватории. В случае подобных аварий телескоп Хаббл всегда переходит в безопасный режим.

Первые гироскопы работали 19 лет, пока все не вышли из строя и их пришлось заменить команде астронавтов во время специальной миссии в 2009 году. С тех пор три из них прекратили свою работу, но NASA не проводило вот уже 14 лет модернизации и ремонта обсерватории. И подобный выход из строя гироскопов уже наблюдался несколько лет назад. Но тогда это не привело к полной остановке работы обсерватории.

телескоп Хаббл Fullscreen

Теперь же ученые из NASA заявили, что смогли вернуть телескоп Хаббл в рабочее состояние, хотя назвать это полноценной работой пока нельзя. Две главные камеры обсерватории возобновили наблюдение за космосом, но два спектрографа все еще отключены и в NASA надеются вернуть их в строй в ближайшее время.

Остановка в работе Хаббла привела к смещению графиков выполнения наблюдений за поясом Койпера (самая внешняя часть Солнечной системы), за галактикой Андромеды и ее спутниками, за сверхновыми типа la и другими важными космическими объектами.

По факту, телескоп Хаббл снова в строю, хотя не может пока выполнять некоторых наблюдений. Ученые из NASA говорят, что подобные проблемы с гироскопами скорее всего будут возникать и дальше. Это будет приводить к сбоям в работе Хаббла, но считается, что обсерватория должна работать еще до 2030-х годов. Даже если останется один рабочий гироскоп, Хаббл сможет проводить наблюдения за космосом.

Новых миссий по обслуживанию телескопа не будет, заявили в NASA, и если произойдет более серьезная авария, то обсерватория может прекратить свою работу навсегда. Даже после того, как в космос был отправлен в прошлом году новейший инфракрасный космический телескоп Уэбб, Хаббл остается самой продуктивной обсерваторией. До сих пор с ее помощью астрономы делают много важных открытий.

33 года на орбите – это очень большой срок, но остается лишь надеяться, что телескоп Хаббл "проживет" как можно дольше.

Как уже писал Фокус, астрономы обнаружили новые причины странного поведения знаменитой гигантской звезды Бетельгейзе из созвездия Ориона.

Также Фокус писал о том, что ученые нашли самого маленького коричневого карлика или неудавшуюся звезду, которая нарушает известные теории происхождения таких объектов.