Найдена очень горячая планета – она светится как Солнце: что превратило ее в ад

горячая планета
Фото: ESA/Hubble, M. Kornmesser

Исследователи говорят, что небольшая планета в 66 световых годах от Земли попала в "идеальный приливной шторм".

Ученые обнаружили планету, которая под действием гравитации звезды и соседний планет настолько раскалилась, что начала светиться, пишет New Scientist.

Команда астрономов во главе со Стивеном Кейном из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили необычную систему с планетой средних размеров и еще одно планетой значительно большей, которая вращается вокруг звезды один раз в 55 дней. Эта звезда называется HD 104067 и находится примерно в 66 световых годах от Земли.

Сперва ученые нашли планету покрупнее, масса которой сравнима с Ураном, а некоторое время спустя была найдена и вторая планета, которая всего на 30% больше Земли. И была еще одна – совсем маленькая планета TOI-6713.01, которая делает оборот вокруг звезды за 2,2 земных дня.

Необычные детали всплыли, когда ученые провели моделирования орбитальной динамики всей системы. Оказалось, что две более крупные планеты вращаются по очень эксцентричным орбитам, следуя овальным траекториям. Они подходят близко к звезде, а затем улетают к внешним пределам звездной системы. Гравитация этих двух миров тянет на эксцентричную орбиту и самую маленькую планету, за которую также борется притяжение звезды.

Такая комбинация, по словам Кейна, создает "идеальный приливный шторм", буквально растягивая планету, как кусок глины.

"Приливные силы достаточно слабы на круговых орбитах. Но эксцентричные орбиты могут в буквальном смысле изгибать планеты, вызывать вулканизм и менять их форму на каждом витке", — отмечает астроном.

Деформация недр планеты во время изменения формы небесного тела производит огромное количество тепла.

"Температура этой планеты выше, чем у некоторых звезд, намного выше того, что требуется для получения океанов из расплавленных пород", — говорит Кейн.

Ученые подсчитали, что температура поверхности TOI-6713.01 может достигать примерно 2300°C.

Такая температура примерно в 2 раза выше порога плавления для чугуна. Астрономы также предполагают, что из-за таких температур, планета светится сама по себе.

Кроме этого, на планете может происходить вулканизм таких масштабов, что с ним не сравнится даже самый вулканический объект в Солнечной системе – спутник Юпитера Ио.

Напомним, ученые выяснили, почему в Солнечной системе нет горячего Юпитера. Одни из самых распространенных планет не могут вращаться вокруг звезд, похожих на Солнце и вот почему.