Ученые выяснили, почему в Солнечной системе нет горячего Юпитера

планета, горячий Юпитер
Фото: NASA | Ученые выяснили, почему в Солнечной системе нет горячего Юпитера

Одни из самых распространенных планет не могут вращаться вокруг звезд, похожих на Солнце и вот почему.

За многие годы наблюдений за космосом ученые выяснили, что во Вселенной существует два типа планет, которые невозможно найти в Солнечной системе. Во-первых, это суперземли, что есть каменистые планеты, размер которых больше, чем у Земли, но меньше, чем у Нептуна. Во-вторых, это горячие Юпитеры, газовые гиганты с огромной температурой, которые вращаются очень близко вокруг своих звезд. Если планета-суперземля все еще может скрываться где-то на краю Солнечной системы, то астрономы уверены, что горячего Юпитера возле Солнца нет. Авторы исследования, опубликованного на сервере препринтов arXiv, выяснили, почему так произошло, пишет Universe Today.

Ученые считают, что огромное количество обнаруженных горячих Юпитеров в космосе связано с тем, что многие из них вращаются вокруг маленьких звезд и их легко обнаружить. В то же время сейчас известно, что такие газовые гиганты чаще всего вращаются вокруг звезд красных карликов, которые меньше и холоднее Солнца. Но вокруг звезд, похожих на Солнце, ученые обнаружили очень мало горячих Юпитеров.

Секрет Ориона. Найдены двойные планеты, не связанные со звездами: ученые сбиты с толку (фото)

Для того, чтобы понять в чем причина такого положения дел, астрономы изучили почти 400 похожих на Солнце звезд, при этом они учитывали их металличность (разнообразие химических элементов, которые более тяжелые, чем водород и гелий) и их возраст. Только вокруг 46 звезд из этой выборки вращались газовые гиганты.

планета, горячий Юпитер Fullscreen

При этом ученые разделили их на два типа: горячие Юпитеры с периодом вращения в несколько дней и холодные Юпитеры с периодом вращения в несколько лет. Оказалось, что холодных Юпитеров намного больше. Ученые выяснили, что горячие Юпитеры вращаются вокруг молодых звезд, похожих на Солнце, а не вокруг старых звезд. Как показало моделирование, максимальный возраст такой звезды, у которой можно обнаружить горячий Юпитер, составляет несколько млрд лет. У холодных Юпитеров орбиты более стабильны с течением времени, чем у горячих Юпитеров, считают ученые. Поэтому со временем, чем старше становится звезда, тем орбиты горячих Юпитеров более подвержены разрушению и в итоге их поглощает звезда-хозяин. Поэтому горячие Юпитеры так редко встречаются вокруг старых звезд, таких как Солнце. Кстати, нашей звезде примерно 5 млрд лет.

Астрономы считают маловероятным тот факт, что когда-то Солнце поглотило горячий Юпитер и нет никаких доказательств того, что такая планета вообще существовала в Солнечной системе.

Если бы такой газовый гигант вращался вокруг Солнца, то он точно бы способствовал уничтожению маленьких планет, которые сейчас находятся рядом с нашей звездой.

С другой стороны, авторы исследования снова подчеркивают тот факт, насколько Солнечная система является уникальной. Ведь, во-первых, звезд, похожих на Солнце, не так и много, а во-вторых, большинство обнаруженных планет вращаются вокруг красных карликов.

Фокус уже писал о том, что огромная звезда, в 25 раз больше Солнца, просто исчезла без взрыва. Астрономы считают, что знают, что с ней произошло.