На дне озера Байкал найдены грязевые "язвы" и "живой" разлом: ученые сделали снимки (фото)

байкал, грязевой вулкан
Фото: Lunina et al. 2023 | Фрагменты подводного грязевого вулкана, сфотографированные на глубине 113 метров

Исследователи отправили на дно сибирского озера подводного робота и обнаружили нечто удивительное.

Озеро Байкал — огромное древнее озеро, расположенное в горах Сибири. Прошлым летом ученые использовали подводного робота, оснащенного видеокамерами, чтобы исследовать дно озера и обнаружили нечто любопытное: камеры запечатлели трещины, связанные с грязевым вулканизмом вблизи потенциально активного разлома на берегу озера Байкал, пишет Live Science.

В ходе разведки робот обнаружил шрамы на дне, оставленные извержениями грязи на глубине от 100 до 165 метров в двух местах — бухте Малая Коса и бухте Горячинской, обе они расположены вдоль северо-западного берега озера.

Предыдущие исследования уже показали, что на дне озера Байкал спрятаны грязевые вулканы, однако последняя находка ученых была обнаружена в опасной близости от зоны разлома, известного как Северо-Байкальский разлом, охватывающий берег озера. Теперь авторы исследования считают, что им удалось обнаружить признаки того, что разлом все еще активен.

Отметим, что грязевые вулканы представляют собой поверхностные проявления более глубоких геологических процессов и образуются в результате извержения суспензий и газов на дне водоема. По словам авторов исследования, кратеры вдоль северо-западного берега озера отмечают трещины, идущие параллельно Северо-Байкальскому разлому. Предполагается, что это указывает на то, что разлом все еще жив. Известно, что в прошлом в Северо-Байкальской впадине, ограниченной этим разломом, наблюдались сильные землетрясения.

Новое исследование было сосредоточено на двух участках и на обоих из них ученые обнаружили сильно трещиноватые пласты, покрытые глиной, изверженными и мягкими отложениями. В исследовании 2023 года в самом северном месте Горячинской бухты, где были сделаны кадры, кратеры расположены на глубине около 130 метров, они также покрыты "грязевой массой", что указывает на недавнее извержение.

байкал грязевой вулкан Fullscreen
Фрагменты грязевого вулкана, сфотографированные на глубине 130 метров в Горячинской губе озера Байкал
Фото: Lunina et al. 2023

На кадрах также видны следы горных пород, разорванных и поднятых в результате извержения грязи и газонасыщенных жидкостей. Предполагается, что вулканы были "выдавлены" снизу, в то же время слой глины и ила сверху выглядел пористым.

На глубине около 160 метров ученые также заметили сотни конусообразных кратеров. Команда отмечает, что все они сопровождались незначительной деформацией дна, а в отверстиях высотой и шириной около 5 сантиметров наблюдалось огромное количество амфипод и брюхоногих моллюсков. В то же время на близлежащих поверхностях обитали колонии белых губок.

Затем аппарат продвинулся на меньшую глубину и ученые заметили, что все дно Байкала покрыто грязевыми вулканами. Отметим, как правило, грязевые вулканы не образуются на столь малых глубинах, поскольку требуют высоких температур и давлений.

Газовые гидраты могут стать нестабильными в регионах, где происходят тектонические процессы, из-за дополнительного тепла. Однако ученые считают, что грязевые вулканы Байкала на самом деле действуют по другому принципу — предполагается, что они, на самом деле, являются естественной частью экосистемы Байкала.

Ранее Фокус писал о том, что Байкал расколет Евразию на две части.