Токсичный укол для Земли. Впрыск серы в атмосферу грозит планете новой катастрофой

атмосфера, атмосфера земли
Фото: NASA | Введение аэрозолей в атмосферу Земли может быть опасным

Исследователи пришли к выводу, что впрыскивание частиц сульфата в земную атмосферу может обернуться катастрофой, соизмеримой с последствиями глобального потепления.

Климатический кризис навис над человечеством и планетой в целом: 2023 официально признали самым жарким за всю историю человечества, а 2024 рискует установить новые тепловые рекорды. Ученые предупреждают, что в нынешнем году нас ждут более масштабные волны тепла, засухи и лесные пожары. В качестве одного из способов преодоления климатического кризиса ученые рассматривают геоинженерию, но она сопряжена с собственными опасными рисками, пишет Science Alert.

В последнее время ученые находят все больше доказательств того, что впрыскивание частиц сульфата в земную атмосферу сопряжено с масштабными рисками. Ранее ученые заявили, что введение серы в атмосферу планеты может имитировать охлаждающий эффект извержений вулканов, отражая солнечный свет. Однако результаты новой работы ученых свидетельствуют о том, что план слишком рискованный.

По словам ученого-атмосферика Элии Вундерлина, если частицы сульфата не окажутся в правильном положении, они будут иметь обратный эффект: Земле грозит дальнейшее потепление, а возможно и худшие климатические аномалии. Более того, команда обнаружила, что некоторые последствия этого впрыска могут быть настолько велики, что фактически будут сравнимы с последствиями самого глобального потепления в некоторых регионах.

В ходе исследования команда использовала аэрозольно-химические климатические модели и принципы микрофизики для моделирования поведения сульфатных аэрозолей, если они будут введены в стратосферу выше экваториальных широт. Отметим, что ранее ученые определили экватор в качестве целевого места введения аэрозолей.

Результаты исследования показывают, что с увеличением количества впрыска эффективность охлаждения планеты будет снижаться. Простыми словами, как только уровни частиц серы в земной атмосфере достигнут нового равновесия через 2-3 года после введения, глобальная температура Земли может снизиться на 1°C.

атмосфера земли Fullscreen
Строение атмосферы Земли
Фото: shoo_arts/iStock/Getty Images Plus)

В то же время в нижней тропической стратосфере также произойдет сильный нагрев благодаря сульфатам, поглощающим длинноволновое тепло, исходящее от поверхности планеты. Если выбросы парниковых газов продолжат расти, а пока нет никаких доказательств того, что человечество замедлит их темпы, погодные системы в северном полушарии станут более экстремальными в зимний период. Это связано с тем, что взаимодействие двух слоев атмосферы, стратосферы и тропосферы будут взаимодействовать иначе.

По словам Вундерлина, они с командой обнаружили, что неудачная инъекция серы в атмосферу Земли фактически может изменить зональные ветры, озоновый слой и перенос водяного пара из тропосферы. В результате все это может вызвать аномалии, еще более серьезные, чем непрекращающийся выброс парниковых газов.

Ученые также опасаются, что увеличение концентрации аэрозолей в земной стратосфере приведет к тому, что движение атмосферных химикатов, в том числе и аэрозолей, двухгодичным, а не годовым циклом. Модели показали, что увеличение толщины аэрозольного слоя стратосферы приводит к уменьшению стратосферных ветров, удлиняя продолжительность естественного цикла. Все это, по словам команды, повлияет на погодные условия по всей планете, в частности риск наводнений в Европе значительно возрастет.

Авторы исследования не отметают идею геоинженерии в целом, однако считают, что нам следует рассмотреть и изучить другие потенциальные аэрозоли. Вундерлин считает, что одним из претендентов может стать алмаз, так как он не поглощает тепло поверхности планеты, или кальцит, не мешающий озоновым слоям. Впрочем, ученые признают, что использование других аэрозолей также может быть сопряжено с рисками.

Ранее Фокус писал о том, что ученые составили карту атмосферных рек, загрязняющих планету.