Генеалогическое древо ДНК Японии: у японцев есть древний предок, о котором никто не знал

фудзи, япония, гора фудзи
Фото: Shutterstock | Гора Фудзи в Японии

Исследователи изучили ДНК современных японцев и обнаружили неизвестную ранее группу предков: кто эти люди.

В последнее время ученые взялись за сложную задачу — составление геологического древа целых стран. Ранее они уже создали генеалогическое древо ДНК Индии и выяснили, где находится "родина" индийцев. В новом исследовании ученые пошли дальше и сосредоточились на изучении генетического материала современных японцев, пишет IFLScience.

В новом исследовании ученые секвенировали ДНК 3200 человек из разных регионов Японии и обнаружили, что предыдущие выводы коллег были ошибочными — на самом деле современные японцы являются потомками трех групп предков, а вовсе не двух, как считалось ранее.

Ранее ученые полагали, что современные японцы произошли от двух групп:

• Дземон — первые охотники-собиратели, жившие здесь от 16 000 до 3 000 лет назад; вероятно, они были изолированы от остального мира во время Последнего ледникового максимума;
  • Яеи — иммигранты-фермеры, жившие в Японии с 900 г. до н.э. по 300 г. н.э.

Еще в 2021 году ученые исследовали 12 древних геномов и обнаружили в смеси еще одну предковую группу: считается, что они прибыли во время перехода от периода Яеи к периоду Кофун (300–710 годов н.э.). Тогда авторы исследования утверждали, что у Дземон сохранялась небольшая эффективная численность население, составлявшая около 1000 человек, в течение нескольких тысячелетий. У этой группы предков наблюдались глубокие отличия от континентальных популяций, датируемых 20 000–15 000 лет назад, периодом, когда Япония была изолирована из-за повышения уровня моря.

Авторы исследования также обнаружили более поздний приток восточноазиатских предков во время императорского периода Кофун. Любопытно, что эти наследственные характеристики все еще продолжают характеризовать современные популяции. В результате уже тогда ученые предположили, что предковых групп было три.

В новом исследовании ученые проанализировали генетический материал более 3000 человек и обнаружили, что на Окинаве больше всего представлено родословных Дземон — 28,5%, 18,9% — на северо-востоке и наименьшее количество на западе — 13,4%. Ученые также обнаружили доказательства того, что предки современных японцев действительно происходят из трех групп, которая потенциально может быть связана с древним населением Японии и Корейского полуострова.

Команда отмечает, что их результаты демонстрируют более тесную связь между западными и древними китайскими группами вокруг Желтой реки, особенно в период среднего и позднего неолита. В то же время жители Северо-Востока демонстрируют более высокое генетическое сходство с геномом Дземон и древним японским геномом с острова Мияко на Окинаве, а также древними корейцами периода Троецарствия.

Исследователи отмечают, что потребуются дополнительные исследования, однако уже сейчас результаты выглядят весьма интригующе. Новые данные могут указывать на потенциальную связь между Северо-востоком и Северо-Восточной Азией, хотя для подтверждения этой связи требуются дополнительные доказательства.

В то же время исторические данные свидетельствуют о том, что Северо-Восток был населен народом Эмиси, что в переводе означает "креветочные варвары". В то же время происхождение этого народа все еще остается мало изученным и результаты новой работы ученых могут пролить немного света на эту загадку.

Ранее Фокус писал о том, что уникальность ДНК современного человека составляет всего 1,5%.