Начало штормить не только Солнце: в центре Млечного Пути извергается черная дыра Стрелец А* (фото)

черная дыра
Фото: NASA | Начало штормить не только Солнце: в центре Млечного Пути извергается черная дыра Стрелец А*

Даже таким не очень активным черным дырам, как Стрелец А*, иногда нужно выбрасывать "выхлопные газы".

Астрономы использовали космический рентгеновский телескоп NASA Чандра для наблюдения за сверхмассивной черной дырой в центре нашей галактики и обнаружили новое "выхлопное отверстие", через которое выходит горячий газ из этого объекта. Это отверстие связано с образованием, похожим на дымоход, расположенным под прямым углом к диску Млечного Пути. Новые наблюдения показывают, что "туннель" в центре галактики помогает направлять материю в ее внешние регионы. Результаты исследования опубликованы на сервере препринтов arXiv, пишет Space.

Многие сверхмассивные черные дыры во Вселенной активно поглощают окружающую материю. Но черная дыра Стрелец А* не является таким активным поглотителем материи. Если бы этот объект был человеком, что он бы съедал примерно одно зерно риса каждые миллион лет.

"Выхлопное отверстие", которое нашли ученые, находится на расстоянии примерно 700 световых лет от центральной части центра галактики на вершине "дымохода". Ранее это образование обнаружил другой космический рентгеновский телескоп XMM-Newton. Также для создания снимка окружающего региона черной дыры были использованы наблюдения наземного радиотелескопа MeerKAT. Новое отверстие можно увидеть в верхней части снимка как ярко-голубой с белым "шрам" на фоне темно-синего газа.

Астрономы предполагают, что это вершина стен цилиндрического туннеля, по которому горячий газ движется вверх и в сторону от черной дыры Стрелец А*, а также от ее непосредственного окружения.

У ученых также есть предположение относительно того, как было создано это "выхлопное отверстие". Авторы считают, что горячий газ, который проходит через "дымоход", сталкивается с более холодным газом на своем пути, создает ударные волны и это приводит к более яркому рентгеновскому излучению на стенах отверстия.

Астрономы предполагают, что левая сторона отверстия на изображении кажется ярче, чем правая, потому что движущийся вверх горячий газ ударяется о левую сторону стены "дымохода" с большей силой.

Ученые считают, что когда материя падает на черную дыру, то происходит извержение горячего газа и он выталкивается вверх через "дымоход" и наружу через "выхлопное отверстие". Но еще предстоит определить, насколько часто материя падает прямо на черную дыру Стрелец А*.

Прошлые исследования показали, что вокруг черной дыры и в ее окрестностях в центре галактики происходят сильные рентгеновские вспышки каждые несколько столетий. Эти вспышки могут быть важной частью процесса, при котором горячий газ извергается из черной дыры.

У этого объекта также происходят редкие события поглощения материи, которые могут играть важную роль во всем процессе выделения газа. Считается, что примерно каждые 20 000 лет сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути разрывает на части и пожирает звезду, которая подлетела слишком близко.

Эти явления, которые называются событиями приливного разрушения, приводят к взрыву с выделением огромного количества энергии, которая направляется вверх через "дымоход" черной дыры вместе с оставшимся веществом из уничтоженной звезды, которое не приняла черная дыра.

Фокус уже писал о теории, которая предлагает интересный взгляд на эволюцию Вселенной. Согласно этому предположение, черные дыры играют важную роль в появлении новых Вселенных.