Где живет паранойя: ученые нашли место, отведенное ей в человеческом мозге
В новом исследовании ученые стремились лучше понять, почему мозг некоторых людей больше склонен к паранойе, чем других.
Паранойю часто называют иррациональным или преувеличенным чувством беспокойства, возникающим из весьма рациональной способности сохранять рассудок в хаотичной обстановке. Способность быстро адаптироваться может помочь нам выжить, в быстро меняющихся обстоятельствах. Но в крайнем случае бредовая вера в злые намерения других может привести к социальной изоляции — в результате чего люди буквально лишаются способности поддерживать здоровые отношения, пишет Science Alert.
В новом исследовании психиатры Правина Сутахарана и Саммер Томпсон из Йельского университета сосредоточились на том, чтобы лучше понять, почему мозг некоторых людей больше реагирует на "тени", чем других. Для этого ученые провели простой тест на группе самцов макак-резусов и людей-добровольцев.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Тест, также известный как задача вероятностного обратного обучения (PRL) основан на выборе символа шанса на награду — для обезьян еда, а для людей очки. По словам исследователей, разные символы, давали разные шансы на успех, поэтому при выборе трех символов на экране испытуемый имел возможность узнать, какой символ с наибольшей вероятностью принесет награду.
На середине теста, когда реципиенты думали, что все выяснили, результаты испытаний были перевернуты: самый удачливый символ ранее давал меньшее вознаграждение, а самый неудачный стал оптимальным выбором.
По словам соавтора исследования психолога из Йельского университета Стива Чанга, таким образом участникам теста необходимо было выяснить, какая цель является лучшей и когда в окружающей среде происходит ощутимое изменение — в этот момент участнику необходимо найти другое лучшее решение.
Шестеро из 20 макак-резус ранее участвовали в неврологической процедуре, которая затронула либо их дорсальные ядра таламуса, играющие роль в планировании, абстрактном мышлении и организации, либо область префронтальной коры — участвует в принятии решений. С другой стороны, люди-добровольцы должны были заполнить анкету по шкале мышления, чтобы оценить уровень паранойи, а также второй опрос, чтобы определить признаки любой депрессии.
Далее ученые провели тест, а затем проанализировали поведение животных и людей до и после того, как произошло переключение. В результате ученые смогли выяснить, какая из пораженных областей мозга способна влиять на способность обезьян хладнокровно ориентироваться в нестабильной игровой среде.
Данные показали, что как магноцеллюлярный медиодорсальный таламус (MDmc) в дорсальном ядре таламуса, так и участки в орбитофронтальной коре (известные как области Уокера 11, 13 и 14) слегка по-разному влияли на поведение обезьяны после переключения теста.
Те, у кого были поражены зоны Уокера, не реагировали на внезапную потерю вознаграждения и продолжали выбирать то, что считали "выигрышным". Те, у кого был поврежден Mdmc, демонстрировали противоположное поведение — переключались туда и обратно даже после того, как обнаружили новый символ "высоких шансов", будто "подозревали, что система настроена против них". Это было похоже на поведение, наблюдаемое у людей, чьи ответы на опросы указывали на более высокий уровень паранойи.
Исследователи признают, что их работа является лишь первым шагом в понимании возникновения паранойи и путей ее развития, однако настаивают, что их выводы могут привести к новым методам лечения в будущем.
Ранее Фокус писал о том, что тяга к теориям заговора связана с непреодолимой жаждой хаоса.