Свидетель превращения Земли в гигантский снежный ком существует: ученые отыскали его (фото)

земля, земля снежка
Фото: Getty Images | Ученые нашли свидетеля того, как Земля превратилась в гигантский снежный ком

Исследователи обнаружили свидетельства периода, когда наша планета погрузилась в глубокую заморозку планетарного масштаба.

История Земли насчитывает более 4,5 миллиарда лет, но наша планета не всегда была такой, какой мы ее знаем сегодня. В начале своего пути планета больше напоминала раскаленный шар, а позже погрузилась в период глубокой заморозки планетарного масштаба. Свидетельства последнего события и были обнаружены учеными, пишет Live Science.

Сотни миллионов лет назад Земля погрузилась в глубокую заморозку, превратившись в гигантский снежный ком. Теперь ученые обнаружили свидетельства этих древних событий в шотландских скалах. По словам команды, обнаруженные камни, отмечающие этот момент, были найдены на отдаленном архипелаге во Внутренних Гебридских островах Шотландии.

По словам первого автора исследования, научного сотрудника кафедры наук о Земле Лондонского университетского колледжа Элиаса Рюгена, камни датированы возрастом от 72 до 662 миллионов лет назад и представляют собой редкую полную запись перехода от теплой тропической среды к периоду "снежной Земли", где ледники захватили земной шар.

Если предположения ученых подтвердятся, камни Гарвеллаха, вероятно, будут объявлены "золотым шипом" — маркером, показывающим переход в новую геологическую эпоху. Команда отмечает, что в большинстве районов мира этот период в истории Земли отсутствует в летописи — причина в том, что древние ледники соскребли и размыли породы, находящиеся под ними. Но в Шотландии каким-то чудом породам удалось уцелеть.

шотландия горные породы Fullscreen
Шотландский скальный выступ под названием "Пузырь" может дать ключ к пониманию того, как Земля перешла в криогеновый период
Фото: Graham Shields

Исследователи считают, что во время криогенового периода на планете произошло два снежных события:

• стертовское оледенение — продлилось около 57 миллионов лет;
  • мариновское оледенение — длилось от 15 до 20 миллионов лет.

В новой работе ученые проанализировали слои породы 1,1 километра, а также слой в 70 метров, расположенный под ними. Команде удалось собрать образцы породы из двух формаций на Гарвеллах, а после они проанализировали цирконы. Эти крохотные кристаллы содержат уран — радиоактивный элемент, медленно и неуклонно распадающийся в свинец. Именно это позволило ученым точно определить, когда именно образовались эти породы.

По словам Рюгена, результаты их с коллегами исследования показывают, что нижняя часть породы образовалась в тропических водах, когда наша планета были значительно теплее. Датирование циркона показало, что породы были отложены между 720 и 662 миллионами лет назад — период, охватывающий переход между геологическими периодами от умеренного тонианского и стертовского оледенения и криогенианского периода.

Отметим, что представители Международной комиссии по стратиграфии отправились в Гарвеллах, чтобы оценить, является ли это место геологическим маркером. Если решение комиссии будет положительным, место будет отмечено "золотым шипом".

Ранее Фокус писал о том, что затерянный мир под Южной Африкой: под месторождениями золота нашли самые древние ледники на Земле.