Через ведро. В России ширятся протесты против мигалок

В России растет движение синих ведерок – автомобилисты выступают против тех, кто ездит по дорогам страны с мигалками и спецсигналами

Автомобиль со спецсигналом движется по встречной полосе, объезжая пробку в несколько сот метров. Когда на пути оказывается машина ДПС, авто с мигалкой берет еще левее, оказываясь посреди дороги, а затем без помех движется дальше, а сотрудники патрульной службы и не думают его останавливать.

Такая картина привычна для жителей Москвы. По столичным трассам, нарушая правила безопасности, ежедневно проносится множество автомобилей со спецсигналами. Согласно закону, таких участников дорожного движения на всю Россию должно быть не более 980. Мигалками оснащены авто Федеральной службы охраны (ФСО), Администрации президента, МВД и некоторые правительственные машины. На деле же только в Москве их в два раза больше. На российских интернет-ресурсах можно найти немало историй о том, как катаются со спецсигналами жены, подруги и дети чиновников. Наказания, а это конфискация мигалки, лишение водительских прав на полтора года, штраф (для физлиц – 2500, или около $84; для юрлиц – 25 тысяч рублей, или $840), владельцы таких машин не боятся: гаишники никогда не посмеют остановить правительственное авто с мигалкой, даже если оно несется по встречной полосе. Ведь трудно угадать, кто прячется за тонированными стеклами.

"Я сижу за рулем, у меня на крыше мигалка, а сзади часто вместо шефа катается по магазинам его подруга", – признается водитель одного из депутатов Госдумы. Прокатиться под вой сирен удается и домработницам випов. Очевидно, их возят в магазины пополнять продовольственные запасы. Члены семьи, скорее всего, спешат на вечеринки и в салоны красоты. Ездит в машине с мигалкой и первая леди страны Светлана Медведева. "У жены президента действительно плотный график, и она часто выезжает. Для ее кортежа перекрывают дорогу гораздо чаще, чем для Людмилы Путиной", – цитирует источники в ФСО издание "Собеседник".

"Зачем им право преимущественного проезда? Куда они могут спешить, трудясь как пчелы ради нашего блага? В парикмахерскую?" – удивляются блогеры. Мэр Москвы Юрий Лужков недавно заявил, что он категорически против мигалок. Впрочем, он и его супруга Елена Батурина от привилегий не отказываются, они передвигаются по Москве исключительно в сопровождении машин ГИБДД. "Что значит, положена или не положена ей (Батуриной) машина сопровождения? Нет такого понятия! Звонят (в Центр оперативного обеспечения безопасности дорожного движения) и просят обеспечить сопровождение. Раньше таких звонков было меньше, теперь из-за войны с мигалками стали чаще заказывать", – рассказывает источник в ФСО.

Позор России

Еще в 2006 году майор запаса Алексей Дозоров в знак протеста закрепил на крыше своего автомобиля синее детское ведерко. Он катался с ним по Москве около полугода. Сегодня автомобилей с синими ведерками на крышах авто прибавилось. По словам председателя Московского общества защиты прав автомобилистов Сергея Канаева, у многих водителей терпение лопнуло после случая с вице-президентом компании "Лукойл": в феврале нынешнего года в ДТП с участием мерседеса Анатолия Баркова на одной из столичных трасс погибли две женщины. Сам Барков отделался ушибом ноги. Блогеры и автолюбители объявили "Лукойлу" войну, призывая бойкотировать заправки компании. Водители не раз видели служебную машину Баркова на встречной полосе.

Вскоре после этого инцидента в ЖЖ появилось сообщества "ру.ведерко", "Антимигалки", сайт sineevedro.ru, а газета "Ведомости" и другие СМИ подхватили идею и предложили своим читателей присылать в редакцию фото и видео всех авто с мигалками. Оказалось, что на протяжении одного дня с мигалкой и одним и тем же номером могут ездить две или три машины. И в большинстве из них сидят чиновники, а не сотрудники экстренных служб вроде пожарных или врачей. На фото и в видеороликах зафиксировано, как водители "особых" авто злостно нарушают ПДД.

Фокусу

"Люди нас приветствуют очень активно, тысячи сигналов, выкрики: "Ребята, молодцы!" Или спрашивают "Где взять наклейку?", – рассказывает Фокусу об автопробегах Сергей Канаев. Он утверждает, что выездные акции приносят свои плоды. Последнее время автомобили с мигалками, увидев подобные стикеры, выключают спецсигнал и на какое-то время становятся законопослушными участниками дорожного движения. Но пока это скорее исключение из правил.

По сообщениям российской прессы, теперь администрации спецгаражей, обслуживающих высокопоставленных чиновников, проводят с водителями инструктажи, чтобы без крайней необходимости они не пользовались мигалками. Но в Управлении делами президента заявляют, что никаких спецбесед с водителями никто не проводил.

Цветная угроза

Сотрудники ФСО продолжают нести службу, оберегая покой чиновников. Они блокируют машины с ведерками и заставляют их снимать. Кто не согласен, тому выписывают штрафы за нарушение правил закрепления груза и за неповиновение милиции. "Если такой штраф является законным, значит, и обычные мигалки попадают в эту категорию. Мы обжалуем такие действия", – говорит Канаев. По словам журналиста Сергея Пархоменко, также активно поддержавшего Общество синих ведерок, на крышу автомобиля можно поставить что угодно, "хоть аквариум с рыбками", правила этого не запрещают. Но сотрудникам правоохранительных органов дано указание свыше бороться с активистами всеми возможными методами.

В российском парламенте слишком активных автомобилистов тоже считают вредителями. Несколько депутатов, в том числе Сергей Марков из "Единой России", недавно внесли в Госдуму поправки в закон о митингах и шествиях. Если они будут приняты, то акции с использованием транспорта приравняют к акциям протеста, а значит, для них понадобится специальное разрешение. По мнению Маркова, который недавно выступил на радио "Эхо Москвы", поправки должны поставить на место тех, кто блокирует магистрали. На резонный вопрос ведущих передачи, а с тем ли врагом депутаты решили бороться, ведь автомагистрали перекрывают как раз из-за чиновников с мигалками, Марков не смог дать вразумительного ответа.

"История с мигалками – не просто всплеск народного гнева из-за того, что "ездют, мигают". По мнению многих людей, с мигалками должны ездить только сотрудники милиции, пожарные и "скорая помощь". Больше никто", – говорит руководитель проекта "Сноб" Владимир Яковлев. "Сноб" не только поддерживает акции "синих ведерок", но также публикует фото и видеоотчеты всех пеших и выездных флешмобов. Одна из таких пеших экскурсий прошла в Москве в начале мая. "Никакой политики, никакой агрессии, никаких негативных вещей. Мир, Труд, Май, Ведро!" – писали на сайте организаторы, призывая граждан присоединиться к акции. Ростки гражданского самосознания московский ОМОН интерпретировал по-своему: шестеро участников были задержаны и доставлены в отделение. Когда туда приехали правозащитники, протестантов отпустили, так и не предъявив обвинений.

В беседе с Фокусом создатель сайта sineevedro.ru Дмитрий Андрианов вспоминает, как депутат Марков назвал участников флешмобов с ведерками оранжевой угрозой. "Мы на слова дальтоников внимания не обращаем, потому что синее – это синее, а оранжевое – это оранжевое", – говорит он и уверяет, что акции Общества синих ведерок продолжатся.

Яна Седова, Фокус

Полный отчет