Кофейная гонка
С каждым годом украинцы пьют все больше кофе. Свою рыночную долю самый популярный в мире после воды напиток отвоевывает у чая и пива
Программист Кирилл Фокин не представляет себе ни дня без чашки кофе. "У меня уже сложился ритуал: приходя утром на работу, я обязательно выпиваю кофе, без этого просто не могу взяться за дело", – говорит он. Кирилл пьет только натуральный напиток, хотя ради этого ему приходится каждый день возиться с кофеваркой.
Впрочем, цена чашки кофе зависит не только от того, растворимый он или натуральный. На цену влияют мировые тенденции, ведь кофейный рынок – второй по величине сырьевой рынок, уступающий лишь нефтяному, поэтому скачки цен на нем бывают весьма ощутимыми.
Сейчас цена арабики урожая 2006-2007 гг. самая высокая за последние восемь лет – $1,4 за фунт. Иными словами, тонна этого кофе стоит $630, что сопоставимо с ценой тонны нефти. Ежегодно в мире собирают более 6,6 млн. тонн кофейных зерен.
Откуда привозят кофе
"По сравнению с 2006 г. в этом году цены на сырье в мире выросли на 10–30% (в зависимости от сорта кофе-бобов). При этом цены на украинском рынке кофе повысились в целом на 10–20%", – объясняет Юрий Голянич, директор отдела маркетинга категорий кофе и соленых снеков компании "Крафт Фудз Украина".
Поэтому причины роста популярности кофейных миксов не связаны с ценами. "У нас традиционно чайная страна. Она не может вот так сразу отказаться от этого горячего напитка и "переключиться" на натуральный кофе", – считает Юрий Голянич. Но самым главным фактором, заставляющим украинцев пить растворимый кофе, является возрастающий темп жизни. Иными словами, наличие денег на чашку хорошего натурального кофе не гарантирует, что у человека найдется время его сварить и выпить.
Выход подсказывают сами операторы, которые все чаще предлагают потребителям хороший и дорогой растворимый кофе. Игроки рынка отмечают, что за последние пару лет любители растворимого кофе перешли с агломерированного (в гранулах) и порошкового на более качественный – растворимый молотый и в кристаллах.
По словам Юрия Голянича, метод сухой заморозки позволяет максимально приблизить вкусовые качества кофе к уровню свежеприготовленного, и при этом напиток остается намного более удобным в приготовлении. "Сегодня потребители становятся более требовательными, но в то же время они готовы платить больше за гарантированное высокое качество", – говорит Юрий Голянич.
Место встречи
Если растворимый кофе украинцы покупают на работу и домой, то для натурального тоже есть свое время и место – он переместился в кофейни.
Еще не так давно само понятие "кофейня" в Украине практически отсутствовало. Да и сегодня кофейни в чистом виде встречаются редко – в лучшем случае это заведение общепита с легким уклоном в кофейную тематику, где кроме десятка видов кофейных напитков можно выпить чаю и вкусно перекусить. Весь остальной мир привык в кофейнях пить исключительно кофе, закусывая всего лишь несколькими видами сладостей.
Самыми популярными кофейнями в Украине остаются россияне из "Кофе Хауза" и "Кофе Тайма", не отстает от них российская же "Шоколадница" и латвийская сеть Double coffee. Объем рынка украинских кофеен составляет более $10 млн. в год. Но масштабы их бизнеса для такой большой страны как Украина – мизерны. Так, у лидера рынка – сети "Кофе Хауз" всего 18 кафе, причем все они находятся в Киеве.
Такую напряженную ситуацию с кофейнями в Украине сами операторы рынка объясняют ее устоявшейся культурой потребления кофе не как самостоятельного напитка, а дополнения к еде. "Пока не так много настоящих ценителей кофе, которые улавливают все тонкости кофейных букетов и чистых эксклюзивных сортов", – признается Фокусу Наталья Гавриленко, менеджер компании "Дом кофе".
По словам операторов, потребность Украины в кофейных заведениях удовлетворена лишь на 20%, а рынок может свободно расти на 30% в год. Но эти цифры скорее относятся к Западной Украине и городам-милионникам. Участники рынка признаются, что Восток страны из-за своей близости к России, где развита чайная культура, "присадить" на кофе довольно трудно.
Кроме того, по словам Натальи Гавриленко, многие украинцы кофейням предпочитают пивные бары. Но такая ситуация вскоре может измениться.
Во-первых, дамам в барах не всегда комфортно, а несовершеннолетних в такие заведения попросту могут не пустить. Во-вторых, бары – это традиционно вечерние и ночные заведения, а пить кофе привыкли днем и утром.
"Раньше мы с друзьями предпочитали встречаться в барах, а теперь все чаще сидим в кафешках", – говорит Кирилл Фокин. Он объясняет, что, многие имеют свои автомобили и потому ничего крепче кофе не пьют, кроме того, в кофейнях обстановка намного приятнее. "Как правило, в баре слишком накурено и громкая музыка – не пообщаешься", – сетует Кирилл. Такие кофейные настроения украинцев уже подхватили и иностранные операторы рынка.
Более того, они стремятся подстраиваться под ускоренный темп жизни. Не так давно на украинский рынок вышла австралийская кофейная сеть Gloria Jean"s Coffees, которая работает по всему миру в формате coffee-to-go (кофе навынос) и предлагает натуральный кофе в картонных стаканчиках. Пока кофейня в таком формате в Украине единственная – в Киеве, но, если судить по мировой практике, не последняя.
Как правило, сети coffee-to-go имеют свойство распространяться стремительными темпами. А за австралийцами по пятам всегда следует американский Starbucks. Кстати, в соседней России Starbucks уже начал экспансию. А значит, и нам следует ожидать через пару лет массового появления мировых сетей формата кофе навынос.
В то же время особой конкуренции на отечественном кофейном рынке не наблюдается. Места пока хватает всем, ведь рынок еще очень далек от насыщения, к тому же он давно разделен между несколькими компаниями, каждая из которых имеет свою нишу и преданных ценителей.
Лидерами рынка являются "Крафт Фудз Україна" и "Нестле". За ними следуют несколько компаний среднего калибра – либо специализирующихся на определенных сегментах, например Future Enterprises (MacCoffee) в сегменте миксов, либо занимающих средние доли рынка в нескольких сегментах одновременно, как Elite и Tchibo.
По словам специалистов, приход новых игроков возможен, но они вряд ли существенно повлияют на расстановку сил. "Новичку на рынке необходимо будет предложить что-то принципиально новое с точки зрения вкуса, технологии или качества продукта", – говорит Юрий Голянич. И это не считая высокой цены входа на рынок. Ведь необходимо наладить дистрибьюторскую сеть, запустить рекламу, охватить магазины. Да и потребитель кофе часто консервативен: если привык к определенной марке, переубедить его купить другую весьма сложно.