Сюрпризы Берлинале

Звезды кинематографа уступили лидерство своим коллегам-музыкантам, в которых на этот раз в Берлине не было недостатка

Каждый год в середине февраля Потсдамская площадь в Берлине наполняется шумными толпами поклонников кинематографа. Здесь и новички, впервые посетившие фестиваль, и ветераны, приезжающие на праздник кино много лет подряд. Последних трудно чем-либо удивить. Они уже не кричат от счастья при виде ступающих по красной дорожке перед фестивальным дворцом кинозвезд (в этом году, кстати, перед киноманами прошлись Мартин Скорсезе, Дэниел Дэй-Льюис, Пенелопа Крус, Натали Портман, Скарлетт Йоханссон). Им также недостаточно посмотреть несколько приличных конкурсных фильмов, чтобы оценить ситуацию в современном кинематографе. Так стоит ли ехать в Берлин?

Не стоит приезжать в Берлин за качественной фестивальной программой. Для этого лучше отправиться в Канн и Венецию, ведь фестивальный директор Берлинале Дитер Косслик больше разбирается в маркетинге, чем в киноискусстве. В студенческие годы в Мюнхене он изучал предмет под названием "связи с общественностью", а не историю кинокритики. Так что в "связях с общественностью" у Косслика все в порядке. Никакого другого фестивального президента не увидишь так часто прогуливающимся под руку со звездами или затерявшимся в "народной" толпе, чтобы пожать руку каждому, кто ее протягивает: Дитер – здесь, Дитер – там. А вот журналисту, которого уже достает редактор его газеты, ждущий срочного интервью, угнаться за ним сложно. Здесь Дитер показывает лучшие навыки спортивного мастерства и незаметно ускользает от невезучего сотрудника СМИ. Впрочем, слово "незаметность" вряд ли применимо к г-ну Косслику – его пушистый красный шарф с надписью "Берлинале" и шляпа с огромными полями, которой могла бы позавидовать сама Софи Лорен, неизменно привлекают внимание.

В Берлине следует также оставить привычку постоянно прислушиваться к мнению жюри, которое перешептывается в залах фойе. Ведь призы в Берлине выдаются по строго установленным правилам, часто не зависящим от качества фильма. Они давно известны фестивальному завсегдатаю. В этом году конкурсную программу судили шесть человек вместо обычных восьми. Французская актриса Сандрин Боннер и датский режиссер Сюзанне Биер в самый последний момент отказались приехать на фестиваль.

Интересные фильмы, даже если их качество отметило большинство зрителей, никогда не получат в Берлине "Золотого медведя" (главную награду фестиваля). Победителем обязательно окажется какая-нибудь южноафриканская, таиландская или бразильская лента никому не известного режиссера, незаметно промелькнувшая на одном из ранних утренних показов, в то время, когда большинство журналистов мирно отлеживались в мягких постелях после бурных вечеринок и ночных проекций.

Поэтому главного призера, как правило, никто никогда не видел и не увидит – эти ленты мало интересуют международных прокатчиков. Зато другие, приглянувшиеся зрителям, будут охотно показывать по всему миру. Так было и в прошлом году, когда главный приз достался китайцу Вану Цюаньаню, а зрительский – талантливой драме "Ирина Палм" с Мариэнн Фэйтфулл в главной роли. Так случилось и в нынешнем, когда "Золотого медведя" прочили "Нефти", эпической драме Пола Томаса Андерсона с Дэниэлом Дэй-Льюисом в роли жесткого изворотливого пионера-нефтедобытчика, которую до Берлина уже номинировали на восемь "Оскаров".

Затем зрителям показалось, что приз получит романтичная "Элегия" талантливой испанки Изабель Койшет с Пенелопой Крус и сэром Беном Кингсли, чувственно сыгравшим любовь между молодой студенткой и пожилым профессором. Большие надежды возлагались на ленту "Беззаботная" Майка Ли, повествующую о молодой и вечно счастливой учительнице начальных классов. Однако "Золотого медведя" получил грубовато-садистский бразильский фильм о посещении Рио-де-Жанейро Папой Римским и об издержках местной полиции. А "Серебряного" – не самый лучший документальный фильм Эррола Мориса "Стандартная процедура", рассказывающая о сложных отношениях между узниками и охранниками тюрьмы Абу-Грейб в Багдаде, которая прославилась пытками и убийствами заключенных.

В Берлин следует приезжать, чтобы полюбоваться сказочным убраннством Потсдамской площади, окруженным золотистыми фонариками. Чтобы посидеть в уютных кафе, где можно наткнуться на настоящего кинолюбителя, который без запинки выложит вам биографию Роберта Де Ниро или Александра Довженко. В том же кафе можно встретить своего давнего приятеля, знаменитого итальянского кинокритика, переехавшего в Аргентину, чтобы написать там книгу о неореалистах. Поклонники гламура кружат здесь около гостиниц "Адлон", "Ритц-Карлтон" и "Регент" в надежде увидеть прославленных кинозвезд или спешат в кафе "Флориан" и "Борхардт", где можно выпить чашечку кофе с Натали Портман. В общем, Берлинале стоит посетить в надежде на сюрпризы.

Первый сюрприз ждал зрителей в день открытия – Мартин Скорсезе, снявший документальный фильм о концертах "Роллинг Стоунз" в 2006 году в Нью-Йорке, привез знаменитых рокеров в Берлин. Чтобы увидеть Мика Джаггера, Кита Ричардса, Чарли Уоттса и Рона Вуда, поклонники собрались возле красной дорожки за шесть часов до открытия, причем многие из них приехали в Берлин не только из соседних деревень, но и из европейских столиц – Парижа, Барселоны, Лондона. В честь открытия фестиваля в берлинской Академии искусств устроили торжественную вечеринку. Ее спонсор – автоконцерн "Фольксваген" организовал парад своих самых последних моделей. Шампанское лилось рекой, а в толпе можно было увидеть не только знаменитых кинодеятелей, но и модных дизайнеров, таких как Карл Лагерфельд и Вольфганг Йооп.

Во второй раз в Берлине проходили кулинарные вечера, причем каждый из них был настоящим сюрпризом. И не только потому, что показы фильмов на тему "Все о еде" завершались оригинальными дискуссиями, – ужины, которые накрывали для гостей мероприятия (около 50 евро с человека), готовили звезды мировой кулинарии.

Еще одним сюрпризом стал приезд Мадонны в сопровождении бывшего киевлянина Евгения Гудзя. Увеличилось ли количество сердечных приступов в немецкой столице в этот день – неизвестно, но тысячные толпы поклонников прочесывали кинотеатры в надежде получить автограф или щелкнуть на мыльницу хотя бы силуэт звезды, а журналистам пришлось часами простаивать перед залом для пресс-конференций. Только немногим счастливчикам удалось в этот день увидеть певицу живьем. А именно – на вечерней премьере показа ее фильма. И только избранным журналистам, которым пришлось пройти строгую проверку у суровых охранников, посчастливилось задать свой заветный вопрос.

Мадонна была и остается самой культовой поп-звездой. Однако кульминацией этой шумихи стал ее режиссерский дебют – картина под названием "Похоть и мудрость". Профессионалы, присутствовавшие в тот вечер на показе, скептично отнеслись к новой затее певицы, решившей заняться съемками фильма. Однако лента Мадонны, на удивление, оказалась вполне сносной и даже не лишенной юмора. Она поведала о сложной судьбе населяющих Англию эмигрантов, в частности украинских. В главной роли и занят Евгений Гудзь, с которым Мадонна познакомилась на одном из своих выступлений.

Герой картины, помимо редких занятий музыкой, озабочен целой кучей важных вещей. Он пытается заработать денег на сексуальных извращенцах, переодеваясь то кавалеристом, бодро раскачивающимся на спинах добровольцев, то учителем, лупя своих нерадивых учеников. Его свободное время посвящено наслаждениям типа обильной выпивки и флирта с соседками. Жизнь других эмигрантов из Украины также полна мучений и конфликтов. Одному хочется танцевать в балете, а приходится зарабатывать в местном стрип-клубе. У другого высокие помыслы помочь голодающему населению Африки заканчиваются подработками в аптеке, где он ворует медикаменты, чтобы отправить их на пятый континент. Как воспримет работу Мадонны широкая публика, неизвестно, во всяком случае, сама певица просила строго ее не судить. Кстати, вполне вероятно, что во время съемок этого фильма за спиной Мадонны стоял ее муж режиссер Гай Ричи.

Кроме этого небольшого эпизода, Украина практически не упоминалась в фестивальной программе, в основных конкурсах не было ни одного украинского фильма. Почему так случилось, мы спросили у одного из членов берлинского жюри – продюсера Александра Роднянского, который хоть и стоит во главе московского холдинга, но своих украинских корней, похоже, не забывает. "Украинские фильмы не затрагивают глобальных тем и международных конфликтов. Они интересны лишь местному населению, а не остальному миру", – пояснил он.

Чтобы исправить эту ошибку, организаторы украинского кинорынка решили громко заявить о себе. В рамках этой программы был представлен фильм Евы Нейман "У реки", а также несколько короткометражек: "Клятва" Марины Вроды, "Приблуда" Валерия Ямбрузского и "Таксист" Романа Бондарчука. Помимо этого, 12 февраля в гостинице "Адлон" состоялась торжественная презентация украинского кино в присутствии представителей мировой киноиндустрии и прессы, известных политиков и бизнесменов. Презентацию и банкет открыла глава благотворительного фонда "Украина 3000" Екатерина Ющенко. Организаторы мероприятия представили гостям каталог, в котором можно получить подробную информацию о современном кинематографе Украины, и выразили надежду, что в следующем году они постараются вернуться в Берлин с широкой программой, отвечающей вкусам мировой общественности.