На Венецианской биеннале открыт Украинский павильон Оксаны Мась

На 64-й Венецианской биеннале открылся Украинский павильон от Оксаны Мась. В старинной церкви Сан-Фантин в центре Венеции художница выставила гигантские панно из разноцветных деревянных пысанок

Related video

Вообще над представленным в Венеции проектом одесситка начала работать в октябре прошлого года, да и традиционные украинские крашанки художница использует не в первый раз. Тем не менее, предыдущие работы Мась на эту тему были менее размашистыми. Для четырех панно (самое высокое из них – 12 метров), разместившихся в венецианской церкви Сан-Фантин, и еще трех, поставленных на площади Сан Стае, художница использовала 102800 деревянных яиц. "Будем поражать масштабом", - полушутя заявляет Оксана Мась. Впрочем, идея у работы тоже есть – объединить самых разных людей и заставить их присмотреться к своему внутреннему миру.

Заготовки яиц, уже раскрашенные в определенные цвета, художница разослала не только многочисленным соотечественникам, среди которых были даже заключенные в женской колонии, но и во все зарубежные галереи, с которыми сотрудничает. Участники проекта изобразили на яйцах свои грехи, желания, страхи, комплексы – все то, от чего им бы хотелось избавиться. Сформировал идею в окончательном ее варианте итальянец Акилле Бонито Олива – известный теоретик искусства и куратор Украинского павильона.

Из раскрашенных деревянных яиц художница сложила панно, напоминающие иконы – на них изображены, к примеру, Дева Мария и Иисус Христос. Разместился Украинский павильон в недавно открытой после двух десятков лет реставрации и ныне действующей церкви Сан-Фантин. Впрочем, сама Оксана Мась утверждает, что ее работа абсолютно светская, а религиозные символы призваны вернуть в современное искусство духовность.

В отечественных арт-кругах ходят слухи, что художница, участвуя в Венецианской биеннале, идет ва-банк: если она получит "Золотого льва", которого на биеннале вручают за лучший национальный павильон, то цены на ее работы на международном рынке значительно повысятся, а заигрывания с властями и религией окажутся оправданными. Если же "Лев" художнице не достанется, то второго шанса настолько масштабно развернуться у нее может и не быть. Сама художница о возможной победе не говорит, а вместо этого говорит, что работа для биеннале – лишь начало для еще более масштабного проекта. Да и если слухи оказались бы правдивыми, тягаться в этом году Оксане Мась придется с сильными конкурентами. Чего только стоит Японский павильон: про него говорили, что он из-за недавних катастроф в стране останется пустым, однако уже в первый день у его входа выстроилась одна из самых длинных очередей. Больше желающих приобщиться к прекрасному собралось лишь у входа в павильон Великобритании.

Юлия Куприна, Фокус