Внутренний враг. Как образцовый гражданин превратил в ад благополучную Норвегию

Двойной теракт в Норвегии показал, что тихую европейскую страну, построившую социальный рай, за несколько часов может превратить в горячую точку ее образцовый гражданин

Воскресные обеды с матерью, школа менеджмента, занятия в спортзале и небольшая ферма в норвежской глубинке – более размеренную и скучную жизнь трудно себе представить. Но в стране, где средняя зарплата составляет 4500 евро, а пенсия – больше 1000 евро даже для тех, кто не работал в своей жизни ни дня, такой образ жизни ведет большинство граждан. Норвегия – воплощение терпимости, любила говорить Гру Харлем Брунтланн, первая и единственная женщина, занимавшая пост премьер-министра страны. Тезис Брунтланн "типично норвежское – это быть хорошим" рассыпался после взрыва бомбы у правительственного здания в Осло в прошлую пятницу.

Неприметный гражданин

"Он никогда не говорил ничего такого, что можно было бы запомнить, – рассказал журналистам Стиг Фьелскаалнес, познакомившийся с Брейвиком, когда тот в конце 90-х вступил в норвежскую консервативную Партию прогресса. – Он был одним из толпы, если вы понимаете, что я имею в виду. Его легко забыть".

Но двойным терактом в прошлую пятницу Брейвик обеспечил себе не только страницу в Википедии, но и место в истории.

Расчет Брейвика оказался верным: не привыкшая к такого рода преступлениям местная полиция не только не смогла идентифицировать его сразу после взрыва в Осло, но и подарила ему полтора часа для расправы над подростками из молодежного крыла правящей Рабочей партии, собравшимися в тот вечер на острове Утойа. И гражданин, не имеющий военной подготовки, не считая службы в армии, и получавший разве что штрафы за превышение скорости, в одиночку расстрелял несколько десятков человек. Он использовал экспансивные пули, которые наносят жертве максимальные травмы. Никто не оказал ему сопротивления, не попытался дать отпор, люди бросались врассыпную в попытке спастись. Убийца, по словам очевидцев, спокойно расхаживал вдоль берега, отстреливая своих жертв, словно в тире.

Полиция и тут оказалась не на высоте – вертолета под рукой не было, подходящей лодки тоже, а когда ее отыскали, то мотор заглох, лодка набрала воды, не выдержав веса снаряжения и собственно стражей порядка. Когда полиция, наконец, ступила на остров, Брейвик сдался. В результате двойного теракта погибло 76 человек, около 90 находятся в больницах с различной тяжести ранениями.

Европа-2083

Брейвик сумел подготовить не только теракты. Очень быстро стало известно о его антиисламских высказываниях в социальных сетях, а в микроблоге Twitter он написал цитату английского философа Джона Стюарта Милля: "Один человек, у которого есть убеждения, стоит ста тысяч тех, у кого есть лишь интересы". До судебного заседания в понедельник прессе было чем заняться: Брейвик оставил в сети самое, пожалуй, многословное для террориста объяснение своих действий – 1500-страничный манифест "2083 – Европейская декларация независимости". В этом документе, частично состоящем из дневника, который Брейвик вел со 2 мая и до дня терактов, он называет европейские правительства марксистскими, а канцлера Германии Ангелу Меркель и президента Франции Николя Саркози "капиталистическими глобалистами". Растущее число мусульман и "культурно-коммунистическая элита", по мнению террориста, в конце концов "уничтожат западную цивилизацию, христианство и европейские традиции". Выход, считает Брейвик, один: ответить на "исламскую колонизацию Европы" крестовым походом и стать своего рода христианским джихадистом.

"У него апокалипсические взгляды, – считает Магнус Рэнсторп, директор по исследованиям Центра изучения терроризма и политического насилия при Шведском колледже национальной обороны. – Он полагает, что на то, чтобы обратить вспять "арабизацию" Европы, уйдет от 70 до 80 лет. Он считает себя частью истории".

Манифест также содержит инструкции по изготовлению бомбы, рассказ о создании фиктивных компаний для покупки сельхозудобрений – именно они стали основой для создания взрывчатки. Брейвик поясняет, как покупал оружие, – он вступил в оружейный клуб в 2005 году.

В документе также есть несколько десятков страниц, на которых Брейвик берет у самого себя интервью. Он вспоминает детство без отца, называет своего отчима "славным малым", который сегодня "тратит пенсию на проституток" в Таиланде, рассказывает о тысячах часов, потраченных на самообразование, и первом опыте общения с мигрантами, дружба с которыми у него не заладилась. Брейвик вспоминает о нападении мусульманских подростков на своих знакомых, об унизительном отношении мусульман к норвежским девушкам, что, по его утверждению, и стало причиной его растущей к ним ненависти. В дневнике он пишет и о неудачной личной жизни и решении не связывать себя серьезными отношениями "ради выполнения великой миссии". Деньги на теракт Брейвик, по собственному утверждению, зарабатывал игрой на бирже и созданием сайтов. Судя по всему, тренинг перед миссией он проходил, часами играя в реалистичную военную стрелялку Call of Duty.

Приговор класса люкс

На заседании суда в понедельник Брейвик заявил, что его действия были "ужасающими, но необходимыми" и отказался признавать свою вину, подчеркнув, что хотел "спасти Норвегию и Европу" от иммигрантов-мусульман, чтобы его услышал весь мир, чтобы массовое убийство стало "четким сигналом" для других. У присутствовавших в зале сложилось мнение, что террорист не совсем понимает, что произошло. Он рассказывал о подготовке к преступлению так, словно это была поездка на пикник. По словам Брейвика, он потратил на теракт 300 тыс. евро, из которых 2 тыс. собирался заплатить за услуги проститутки, чтобы "расслабиться" накануне "очистки Норвегии". Подготовка также включала посещение солярия – "чтобы выглядеть свежее".

Под конец своей тирады Брейвик заявил, что рассчитывает остаток жизни провести в тюрьме. Однако одна из самых гуманных судебных систем предполагает максимальное наказание за террористическую деятельность – лишение свободы сроком на 21 год. Впрочем, тюремное заключение может быть увеличено до 30 лет, если изменится формулировка обвинения. В норвежском уголовном кодексе с 2005 года существует соответствующая статья за военные преступления и преступления против человечности. Но какой бы срок ни получил Брейвик, он проведет заключение в неплохих условиях: норвежские тюрьмы считаются одними из самых комфортных в мире. Так что отбывать срок он будет в заведении, больше напоминающем школу для трудных подростков лучшего европейского образца – с бильярдом, доступом в интернет, благоустроенным садом и цветником. В ближайшие два месяца он проведет в заключении часть срока – в одиночной камере.

Сегодня главное для следствия – проверка заявления Брейвика о причастности к некой антиисламской организации, хотя есть мнение, что это больше похоже на хвастовство. Безусловно, убийца-одиночка – более выгодный формат для страны, показавшей абсолютную неспособность оперативно реагировать на теракт. Для властей будет лучше, если Брейвик предстанет психически ненормальным субъектом, за действиями которого не последуют теракты его единомышленников. Власти уже заверили граждан, что правые экстремисты плохо организованы и вряд ли способны увеличить свою численность в ближайшее время. Но, как показал расстрел людей в пятницу, для совершения теракта армия не нужна.

Теперь норвежским властям предстоит решить непростую дилемму: как, исповедуя принципы демократии и свободы слова, рассмотреть в собственных гражданах потенциальных экстремистов, способных на словах критиковать наплыв мусульман-иммигрантов, а на деле расстреливать ни в чем не повинных единоверцев.

Яна Седова, Фокус