Повод подарить. Украинцы не спешат отказываться от празднования 23 февраля и 8 марта

Украинцы уже не помнят истории праздников 23 февраля и 8 Марта, но не перестают их отмечать

Related video

Каждый год в преддверии весны на сердце 43-летнего менеджера Станислава Пилипенко скребут отнюдь не мартовские кошки. Наступает пора главного "мужского" праздника страны. Станислав не выносит, когда его поздравляют с 23 февраля, притом что отдал два года жизни Советской армии и по праву может считать эту дату своим днем. "Не вижу повода праздновать период бесправия, унижений и пыток. Когда говорят "в нашем подразделении такого не было, мне повезло", это в 99% случаев ложь, — утверждает киевлянин. — Близкие люди давно знают о моем отношении к этому дню и не поздравляют". Поскольку 8 Марта исторически левый праздник, его Станислав также игнорирует — из идейных побуждений. Подарков и поздравлений от него в этот день барышням не дождаться.

Настроения столичного менеджера разделяют лишь немногие соотечественники. Украинские патриоты и феминистки бьют в набат, требуя прекратить "вакханалии" 23 февраля и 8 марта. Однако их голоса тонут в звоне бокалов. Аполитичные граждане с удовольствием празднуют "мужской" и "женский" дни, одаривая друг друга цветами и гелями для душа. Праздники с некогда ярко выраженной идеологической подоплекой сегодня имеют для большинства украинцев то же значение, что и день взятия Бастилии для героев кинокомедии "Любовь и голуби": это повод выпить. Недаром в социальных сетях 23 февраля с иронией называют "праздником офисного планктона и ветеранов НКВД". Столь же "лестны" отзывы о Международном женском дне. Однако клерки от всей души радуются возможности ослабить узел галстука вечером 23 февраля и лишнему выходному в начале марта. Женщины, вне зависимости от служебного положения, рады купленным втридорога цветам и другим знакам внимания, а коллеги-мужчины и деловые партнеры — возможности оказать их без страха быть уличенными в "харассменте" и даче взяток. Сливки с гендерных праздников снимают торговцы цветами, безделушками, сладостями, косметикой и парфюмерией.

Ниже пояса
В авангарде противников празднования 23 февраля и 8 марта — сторонники ультраправых взглядов. Они решительно отказываются от наследия Советского Союза, реагируя на него, как быки на красное. Львовское молодежное объединение "Гранит" распространяет в сети воззвание активиста национал-патриотического движения Дениса Лисового, в котором тот призывает праздновать День защитника Отечества 6 декабря — в День Вооруженных сил Украины. Либо 14 октября — на Покрова Пресвятой Богородицы, которая считалась покровительницей казацкого войска и УПА. А если "у вас 23 февраля — вы ошиблись страной!"

Активистка и бессменный спикер Всеукраинского объединения "Свобода" Ирина Фарион также категорически против красного дня календаря. "Это праздник обиженных советских женщин, жертв искаженного феминизма, — заявила депутат Львовского облсовета. – Такой праздник могут отмечать только потерянные во времени и пространстве женщины и мужчины". Между тем сторонницы феминизма в данном вопросе по одну с ней сторону баррикад. Директор общественной организации "Институт гендерной психологии" Алла Ярошенко называет цветы и подношения на 8 Марта "подарками ниже пояса", поскольку их дарят "по биологически детерминированному принципу". По ее мнению, разделение на мужское и женское не создает ощущения праздника, а, наоборот, приводит к еще большему непониманию между представителями разных полов. "Международный женский день и День защитника Отечества сегодня являются вместилищем гендерных стереотипов, — считает Ярошенко. — Как правило, 8 Марта называют днем "слабого пола", а 23 февраля — днем "сильного пола". Обратите внимание на открытки для женщин. В них воспевается покорность, нежность, слабость женщин. Мужчины как бы говорят: "Вот именно такими мы вас любим". Но куда девать женщин — защитниц отечества или женщин — ветеранов войны, например? Или маскулинных женщин, которые не соответствуют традиционным стандартам женственности?" По словам Ярошенко, низведение 8 Марта до статуса "женского дня" нейтрализует его, ведь и вправду легче подарить женщине букет мимозы и "звезду с неба", нежели права или часть "мужских" привилегий, справедливую оплату труда и участие в принятии решений.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Оптом дешевле
Пока патриоты и феминистки пытаются достучаться до коллективного разума "офисного планктона", предприниматели успешно ловят его в свои торговые сети. Линия магазинов EVA, специализирующихся на товарах парфюмерно-косметической группы, средствах личной гигиены, бытовой химии и украшениях, подогревает интерес к покупкам в гендерные праздники тематическими акциями, укомплектованными подарочными наборами и скидками. А компания "Янгелятко", занимающаяся компоновкой и доставкой подарков, по признанию ее руководителя по маркетингу Алексея Багина, к праздникам расширяет ассортимент и не скупится на рекламу.
23 февраля называют днем мужского дезодоранта едва ли ни чаще, чем Днем защитника Отечества. "С 20 по 23 февраля средний рост продаж составляет порядка 70% в сравнении с обычным днем и заметно обгоняет аналогичный показатель продаж накануне Дня святого Валентина, — рассказывает Марина Кацеба, директор по продажам компании "РУШ", которой принадлежат магазины EVA. — Наиболее охотно покупатели приобретают средства для и после бритья, а также дезодоранты, сувенирную продукцию и мужское белье".

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Цветы 8 марта не нуждаются ни в рекламе, ни в скидках. "Цветочный бизнес работает чуть ли не на один день в году — 8 марта. Мы его называем "цветочным Новым годом", — сравнивает мартовскую страду с периодом тотального покупательского ажиотажа маркетолог Корпорации цветов "Камелия" Александр Кошелюк. По его словам, падения спроса за годы независимости Украины, и даже в кризис, не было. Скорее наоборот: теперь покупают не только розы, мимозу и гвоздики, но и экзотические цветы. По сравнению с Днем влюбленных 14 февраля продажи в Международный женский день вырастают в десятки раз, а по сравнению с буднями — в сотни.

Предприниматели уверены: 23 февраля и 8 Марта будут цвести и пахнуть и впредь. "Эти праздники являются сильной традицией, которая существует много десятилетий и еще долго будет определять поведение покупателей в эти дни", — заключает Марина Кацеба.

Именины сердца
У IT-инженера Дмитрия Пальца, так же, как и у Станислава Пилипенко, остались неприятные воспоминания о службе в советских вооруженных силах. Тем не менее он благодарен тем, кто его поздравляет, и от участия в праздновании на работе не отказывается. "Армия — это одно, а люди, которые меня поздравляют, — немного другое, — объясняет Дмитрий. — Есть множество навязанных сверху праздников, которые не прижились в народе, а День защитника Отечества и Международный женский день прижились. Значит, они нужны. И раз прижились в эти даты, так тому и быть".

Против изменения привычных дат есть и более рациональные возражения. 36-летний менеджер по внешнеэкономической деятельности Оксана Собко хотела бы, чтобы праздники, в том числе "мужской" и "женский", базировались на национальном, а не советском эпосе. "Но какие события выбрать в качестве точки отсчета, какие новые даты и какие тезисы положить в основу мужского и женского праздников, которые бы объединяли всех украинцев? У меня нет ответов на эти вопросы", — пожимает она плечами.

В любом случае Собко считает сочетание "дня защитника" и "мужского дня" удачным, поскольку оно воспитывает в мужчинах их главное качество — мужественность. И 23 февраля поздравляет мужчин, которые отдавали долг советской Родине, целует в щеку отца и дарит ему компьютерную мышку или пену для бритья.

"В позднесоветской и постсоветской культуре гендерные праздники фактически заменили купальские празднества. Наверное, многие в этом нуждаются", — признает чужой на этих праздниках жизни Пилипенко.

Сергей Волохов, Фокус