Бум по-китайски

Предметы современного китайского искусства пользуются огромным спросом у западных коллекционеров. Цены на них растут с космической скоростью, а выставки по всему миру проходят с аншлагами круглый год

Related video

27 июня в немецком Гамбурге открылась очередная азиатская экспозиция Made In China. Местная специализированная ArtChina Gallery представляет графику 30 лучших современных китайских художников, в том числе и настоящих звезд азиатского контемпорари-арта Чжаня Сяогана, Фана Лицзюня и Юэ Миньцзюня. Значительную часть работ немецкая публика увидит впервые.

"Сделано в Китае" отлично вписывается в общую философию галереи. Главная цель ArtChina Gallery – познакомить публику с многоликим китайским современным искусством. На этот раз акцент сделан на его новейшем сегменте: на выставке будут представлены работы, созданные после 2000 года.

Интерес одной галереи к китайскому контемпорари-арту вполне созвучен свежему тренду мирового арт-рынка: азиатское современное искусство становится модным на Западе. За смесь китайского соцреализма, китча и иронической игры с рекламной символикой европейцы и американцы готовы платить миллионы долларов.

Художники
Еще в 1990-х любой китайский художник считал себя счастливчиком, если ему удавалось продать картину за $500. Покупателями оказывались, как правило, иностранцы – сотрудники дипломатических служб, туристы и просто сочувствующие. Правда, и к этой немногочисленной аудитории живописцы не всегда могли прорваться: их работы нередко страдали от государственной цензуры.

Чжань Сяоган сегодня является одной из главных китайских арт-звезд. Он испытал на себе все прелести жизни современного художника в Китае. Во времена культурной революции он даже побывал в лагере перевоспитания для подростков. Спустя 20 лет, уже в начале 90-х, когда сформировался "циничный реализм" – фирменный стиль Сяогана, художнику запрещали выставляться. Запрет был снят лишь в 1997 году.

Международный успех пришел к Сяогану в 2006-м, когда известный лондонский коллекционер и галерист Чарльз Саатчи купил на аукционе Christie"s полотно "Большая семья" за $1,5 млн. Теперь заработки 50-летнего художника колеблются от $500 тыс. до $3 млн.

Коллегам Сяогана тоже грех жаловаться, большинство из них уже стали мультимиллионерами. Например, Ван Гуанъи, известный сериями картин, критикующими стиль культурной революции, живет на шикарной вилле под Пекином и водит "Ягуар". У Юэ Миньцзюня, создающего китчевые фигуры, целый особняк с апартаментами и просторной студией в пригороде Пекина. А еще один "циничный реалист" Фан Лицзюнь владеет шестью ресторанами и небольшой гостиницей.

В ближайшее время топовым китайским художникам вряд ли нужно будет менять свои привычки и отказываться от роскоши. Если в 2004-м аукционные дома Sotheby"s и Christie"s выручили от продаж азиатского (в основном китайского) искусства в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге $22 млн., то уже в 2006 году их прибыль составила $190 млн. И цены продолжают расти.

Покупатели
Сейчас картины китайских художников покупают не только иностранцы, но и местные нувориши. Австралиец Брайан Уоллас, открывший 15 лет назад в Пекине галерею "Красные ворота", отмечает, что сегодня треть его покупателей – граждане Китая.

Именно они и разогревают азиатский арт-рынок. "Китайские покупатели требуют работы своих известных соотечественников, даже не интересуясь ценой", – рассказывает Тяо Юань, менеджер пекинской галереи "Белое пространство". Цена на произведение может удвоиться всего за месяц, говорит она и отмечает, что подобная ситуация типична для Китая. В других же странах ничего похожего не происходит.

Правда, многие игроки международного арт-рынка опасаются, что этот китайский феномен – мыльный пузырь, который через два-три года лопнет. Как отмечают критики, художники слишком концентрируются на зарабатывании денег и бросают творческие эксперименты. Некоторые из них и вовсе нанимают целые бригады помощников, чтобы ускорить творческий процесс.

"Не думаю, что это мыльный пузырь, – более оптимистичен Мишель Гедуи, коллекционер и владелец галерей в Лондоне и Нью-Йорке. – Что там есть, так это спекуляции. Парадокс в том, что в Китае всего 20–30 покупателей. Еще десяток новых – и цены вновь подскочат". Нынешняя ситуация, убежден Гедуи, лишь начало еще большего китайского бума.