Ньюсмейкер недели. Теракт дилетантов
Ньюсмейкером недели по версии журнала "Фокус" стало известие о том, что сотрудники правоохранительных органов отрапортовали о задержании четырех подозреваемых по делу о взрывах в Днепропетровске. Злоумышленники якобы выдали себя сами, неудачно потребовав выкуп
На минувшей неделе представители силовых ведомств сообщили, что следствие по теракту в Днепропетровске 27 апреля не просто сдвинулось с мертвой точки — преступление фактически раскрыто. В результате спецоперации арестованы четверо местных жителей, подозреваемых в организации взрывов. По словам генерального прокурора Виктора Пшонки, все улики указывают на то, что именно эти люди причастны к взрывам.
Собственно, преступники сами вышли на силовиков через интернет, потребовав выкуп в $4,5 млн. Посредством электронных писем и SMS-сообщений злоумышленники пригрозили продолжить серию взрывов, если им не переведут деньги на указанный банковский счет. Получив же необходимую сумму, они обещали покинуть страну. "Часть средств мы им даже позволили снять", — отметил глава СБУ Игорь Калинин. Прежде чем задержать четверку, следствие выяснило о подозреваемых практически все, включая круг их знакомых. По информации следствия, подозреваемым менее 40 лет. Ни один из них ранее не привлекался к уголовной ответственности. Каждый имеет отношение к преподавательской деятельности. На изготовление самодельной взрывчатки фугасного действия террористы-любители потратили всего 1200 гривен и около 15 минут. Все бомбы, взорвавшиеся на автобусных остановках и ранившие 31 человека, созданы по инструкции, скачанной из сети. В силовых ведомствах уверены: действия преступников носят корыстный характер и никак не связаны с бойкотом проведения Евро-2012 в Украине, но политические мотивы пока не исключены. По решению днепропетровского суда подозреваемые находятся под стражей.
Экс-заместитель министра внутренних дел и главы СБУ народный депутат Геннадий Москаль сообщил, что, по его данным, задержаны жители Днепропетровска Виктор Сукачев, Виталий Федоряк и Лев Просвирнин. По словам Москаля, преступники поначалу требовали всего $2 млн, но, увидев, что СБУ идет на контакт, повысили ставки. Переговоры с силовиками длились более двух недель, и действия шантажистов были настолько "наивными и непрофессиональными", что оперативники легко их вычислили. По версии Москаля, оперативная группа, которая проводила обыск в квартирах подозреваемых, находила все, что было указано в заранее выданных оперативникам конвертах. "Создавалось впечатление, будто уже перед началом обысков было известно, что где лежит", — отметил народный избранник.
Один из подозреваемых, Виктор Сукачев, оказался преподавателем политологии в Днепропетровском национальном университете имени Олеся Гончара. Через пару дней после теракта он в качестве эксперта даже давал комментарии по поводу случившегося одному из российских телеканалов. Это подтвердил и ректор вуза Николай Поляков. Он рассказал, что молодой преподаватель работал на полставки, считался человеком замкнутым и неприветливым. Поляков пообещал уволить "эту тварь" из университета, как только получит такую возможность. При этом студенты местных вузов уверяют, что ни один из преподавателей не похож на фотороботы, распространенные милицией.
Это не единственная неясность в деле, которое правоохранители объявляют раскрытым. Непонятно, почему злоумышленники выбрали такой легко отслеживаемый способ передачи выкупа — банковский перевод. Или почему сообщения в днепропетровскую прокуратуру террористы писали с помощью мобильных терминалов, которые также нетрудно найти. Кроме того, судя по обнародованной переписке, подозреваемые — университетские преподаватели — люди малограмотные.
Зато их арест позволил силовикам отбросить более сложные версии случившегося — например, связанную с переделом розничного рынка в Днепропетровске после недавнего убийства бизнесмена Геннадия Аксельрода.