Под Киевом появились первые экопоселения

Движение экопоселенцев пришло в Украину. Это не просто образ жизни, а почти религия. Здесь люди вправе верить в разных богов, но храм для них один – природа

Все больше горожан мечтают просыпаться под пение птиц, ходить босиком по росе и жить подальше от города, зарабатывая на жизнь тем, что приносит удовольствие. Реализовать такое желание в одиночку непросто. Поэтому люди с такой философией создают собственные поселения. Эковиллиджи – так называют их в Европе.

Антипотребители
– Я живу здесь уже восемь месяцев. Это мой дом, – говорит девушка Камила, сидя на ветке шелковицы. Несостоявшаяся оперная певица из Киргизии, жившая долгое время в США и работавшая в своей стране в крупной медийной компании, сейчас она – новая селянка. Экопоселение под названием Ромашки Камила считает своей духовной родиной. Здесь она обрела единомышленников и поняла, как хочет жить. Оказалось, что для счастья вовсе не нужна сцена, признание, красивая одежда, а душевный комфорт дороже бытового.

– Жизнь в обществе потребления мне кажется очень ограниченной. Там нет путей для духовного роста. Люди зацикливаются на примитивных желаниях, забывая, что они внутренне намного сложнее и глубже, – так Камила поясняет мотивы своего бегства из города.

Ее день начинается с первыми лучами солнца. Ежедневный и почти обязательный ритуал для всех поселенцев – купание в озере. Затем следует завтрак. В летнюю пору это ягоды с огорода или шелковицы. А потом целый день все жители заняты работой на огороде, в доме, сбором трав и сушкой ягод. Вечера ромашкинцы посвящают творчеству: у общего костра поют песни и играют на музыкальных инструментах. Музицируют даже те, кто по меркам профессионалов считался бы безнадежным.

Еще несколько лет назад это селение в Мироновском районе имело унылый и далеко не респектабельный вид. Вымирающие Ромашки в 120 километрах от Киева оживились с появлением здесь необычных босоногих жителей. Первопроходцы Петя и Оля Раевские и Андрей Ковалевский (в прошлом – юрист, хирург и маркетолог), купив за несколько сотен долларов заброшенные хаты, объявили село экопоселением. Это слово понравилось и коренным жителям. Хотя их образ жизни, конечно, отличается от "заморочек" городских. Бывшие горожане не едят мяса, не держат домашних животных, не удобряют землю, разговаривают с растениями и ходят босиком до самых холодов. Но эти странности уже никого из местных не удивляют. Наоборот, новоприбывшими тут гордятся. Как-никак, за последние три года число экологических отшельников выросло уже до 20 человек, да и гостей в Ромашки приезжает немало. Причем едут сюда не только друзья и родственники из города, но и незнакомцы, узнавшие о поселении через интернет.

Совсем недавно, например, село навещали два бизнесмена, специализирующиеся на экологически чистых продуктах из Аргентины. Они рассматривали Ромашки как потенциального поставщика органических продуктов. Но здесь не выращивают овощи на продажу. Брать у земли столько, сколько нужно для собственного пропитания, – принцип экопоселенцев. По их словам, для покупки всего остального нужно не более 100–200 гривен в месяц. Некоторые, как Оля с Петей, месяцами не держат деньги в руках: просто нет надобности, ведь все необходимое есть. Кто-то тратит сбережения, оставшиеся с былых времен, некоторые сдают городскую квартиру. Но факт: финансовых проблем тут не знают. Надо в город – едут на попутках или идут пешком.

Немаловажная задача для жителей Ромашек – формирование совместного образа поселения. Когда-то они мечтали о том, чтобы к их компании примкнул профессиональный музыкант. А через некоторое время появилась Камила.

– Мысль, как известно, материализуется, – просвещает поселенец Андрей Ковалевский. – Поэтому правильно сформулированный образ помогает быстрее реализовывать нашу идею.

Андрей не скрывает, что жизнь вдали от города не всегда дается легко, а поселение находится еще в процессе становления.

– Держать духовный тонус непросто, – говорит он. – Каждый из нас принес свои проблемы из города, но здесь, чтобы чувствовать себя гармонично, нужно активно менять сознание. Жить в экопоселении – это работа.

Правда, экопоселение совсем не означает отказ от благ цивилизации. В хате Андрея есть ноутбук и интернет, он удаленно работает маркетологом. Заработок тратит на обустройство жилища. Здесь есть даже пианино. Правда, это подарок. А вот последнее приобретение – пчелиный улей – дает возможность потчевать гостей липовым медом.

Назад в будущее
Распространять идеи создания микросоциумов на Западе в 70-е годы стало поколение хиппи. Уставшие от образа жизни своих родителей – работать, чтобы жить лучше и покупать больше, – молодые бунтари уезжали подальше от городов в надежде построить светлое будущее на природе. Добрая половина таких коммун не продержалась и нескольких лет. Наркотики и неприспособленность к быту, как правило, хоронили романтические потуги. Но некоторые поселенцы, стремившиеся к духовному росту, все же сумели реализовать свои идеи. Самым старым и мощным поселением считается Фенхорн в Шотландии.

– Это абсолютно альтернативная форма жизни, – говорит архитектор Елена Постникова.

Она с мужем уже несколько лет подряд посещает семинары в Фенхорне. Пока они единственные представители из Украины в международном экопоселенческом сообществе.

– Что поражает там – это отношение людей друг к другу, к себе, к земле, – говорит она. – Духовность пронизывает все. Как в дзэновском монастыре, любой труд считается священным. Никакое дело не начинается без двухминутной медитации. Они осознанно относятся ко всему, что делают. Работают не для себя и не ради денег, а на благо человечества.

В Фенхорне постоянно проживают около 400 человек. В год они принимают около двух тысяч туристов, что и является доходом этого экопоселения. Как скоро и в наших краях появятся такие места?

– Сейчас в поселения уезжают наиболее активные люди. Изолируясь, они испытывают на себе такой образ жизни и создают плацдармы для будущего, – убежден эколог Виктор Постников.

Он считает, что движение экопоселений в нашей стране не будет массовым, но количество микросоциумов экологической направленности с каждым годом будет расти. Вопрос экологической безопасности касается каждой семьи. Ведь теперь о глобальном потеплении, генно-модифицированных продуктах и судьбе человечества размышляют даже бабушки на лавочках.

Путешественник по призванию и физик по профессии, москвич Борис Кривулин в прошлом году объехал многие поселения в нашей стране. Его вывод: пока такой образ жизни в Украине держится на молодых энтузиастах. Блеск в глазах – единственное их оружие.

– У многих из них нет детей, и пока они не просчитывают, как развивать свои поселки, – говорит он. – Но, думаю, для них это будет не проблема, а очередной толчок к развитию.

Бизнесмен Анатолий Кравцов в нескольких десятках километров от столицы приобрел участок для строительства экопоселения на 40 семей. За три года существования этой идеи к нему присоединилось восемь семей. Пока живут на земле только две.

– Желающих было очень много, но главная проблема в том, что люди не подготовлены, – сетует он. – Им кажется, они знают, что такое экопоселение. Но они не готовы меняться.